Лишь спустя 74 года мы сумели найти место захоронения Беркембай-ата и исполнить аманат нашей аже Саракуль”, – так начинается рассказ правнука героя Великой Отечественной войны Даулета ТУЙМЕБАЯ.
Январская оттепель
Беркембай МОЛДАБЕКОВ родился в 1893 году в Чимкентской области.
– С малых лет я знал, что Беркембай-ата ушел на войну и не вернулся. Вместе с ним на фронт ушел старший из его двух сыновей – 17-летний Тунгышбай. Чтобы попасть на фронт, ата – в то время председатель колхоза – подделал возраст в документах, так как брали только до 45 лет, – рассказывает правнук Даулет.
Добившись своего, в марте 1942 года уроженец села Кызыл кыстау был распределен в 300-ю стрелковую дивизию Юго-Западного фронта. В 1943 году, получив ранение, был госпитализирован. После поправки продолжил службу в 15-й Гвардейской кавалерийской дивизии.
– В отчетах есть описание боев близ села Дольск Волынской области Западной Украины. 10 января 1944 года дивизия предприняла контратаку и остановила наступление фашистов. Уже на следующий день немцы стянули резервные войска, но командование, заранее уведомленное разведчиками, знало о повторном наступлении, и дивизия снова разгромила неприятеля. Ценой жизни своих солдат… В этом сражении 12 января героически погиб наш Беркембай-ата, – воссоздает картину Даулет.
По архивным данным, в том январе стояла оттепель и была плохая видимость. В ближайших к местам боев селах бушевал тиф, из-за чего военные не могли туда заехать.
– По воссозданным картам боевых действий за раз наши войска отбрасывали фашистов на 200–300 километров, – продолжает Даулет. – Все эти сведения нам удалось отыскать благодаря помощи российской стороны.
Цена ошибки
Неустанные поиски данных о боевом пути близкого человека, письма в казахстанские и российские архивы, минобороны 2 стран на протяжении долгого времени не давали результата.
– Последнее известие с единственной фотографией родные получили незадолго до гибели главы семьи. А потом не было ни писем, ни сообщений о его смерти – кара хат (“черное письмо”), как называли “похоронки” в народе. Встреча внуков двух друзей, погибших в одном бою в 1945-м, растрогала казахстанцев
Прабабушка Саракуль всю жизнь ждала весточки о любимом муже. Аже так и не узнала о судьбе Беркембая – в 1976 году она ушла из жизни. А мой отец Сергазы – внук Беркембай-ата – продолжил поиски, позже к ним присоединился и я, – говорит правнук солдата.
Потомкам удалось выяснить, почему Беркембая Молдабекова считали без вести пропавшим.
– Письма не доходили до прабабушки Саракуль из-за ошибки в написании местности. Ата призывался из Сайрамского РВК (райвоенкомата) Казахской АССР. А похоронки уходили в Саранский РВК Мордовской АССР! – рассказывает Даулет.
– Мы вели поиск через различные поисковые службы, вводили данные дедушки на сайтах “Мемориал” и “Память народа”, пробовали разные варианты написания фамилии и имени, ведь в них в годы войны могли допустить ошибку.
Земля героев
– Наконец, найти место захоронения Беркембай-ата помогли предоставленные инструкции руководителя минобороны России по организации и ведению военно-мемориальной работы. И мой отец вместе со старшим братом отправились на Украину, в село Дольск, к месту гибели Беркембай-ата, – рассказывает Даулет. – Местные жители чтут память погибших, ухаживают за братскими могилами, окруженными лесом. В селе Дольск, где проходили ожесточенные бои, установлен памятник. Там в списке есть и наш дед Молдабеков Беркембай..
Историки рассказали подробности прошедших сражений, и старшее поколение подтвердило сведения из архивов. В местной школе хранятся сведения о погибших воинах, – говорит собеседник “КАРАВАНА”.
Внуки Беркембая Молдабекова по казахским традициям прочли молитву над могилами усопших, среди которых и неизвестные солдаты; обновили надгробный памятник на братской могиле с именами деда и 3 других погибших героев – Балгабека МУСАБЕКОВА, Ивана ЛАВИНСКОГО и Сергея КОВАЛЕВА.
– Папа привез горсть земли с места, где похоронен Беркембай-ата, в родное село. А рядом с домом, где когда-то жил прадедушка, высадил сад. Скоро здесь зацветут деревья и цветы – как когда-то они цвели на глазах ата и аже, а потом – моего папы и других поколений нашей семьи.
Наш общий аманат
Отметим: до того, как найти могилу своего прадеда, Даулет вместе с единомышленниками помог тысячам потомков отыскать места захоронения их дедов и прадедов.
– Это была наша общая война, и мы с воодушевлением приняли участие в поисках сведений о без вести пропавших участниках Великой Отечественной войны вместе с представительством минобороны РФ в Праге, где я работал в казахстанском посольстве. Так мы нашли могилы 1 500 погибших казахстанцев, установили братскую могилу, – рассказывает Даулет ТУЙМЕБАЙ.
Кстати, собеседник носит фамилию в честь младшего сына своего прадеда – Туймебая.
– У Саракуль-аже остались сын Туймебай и дочь Шолпан. Прабабушка воспитала не только своих детей, но и внуков, в том числе моего отца Сергазы, с которым аже была особенно близка. У Туймебая 4 сына и 2 дочери, 27 внуков от них являются правнуками Беркембай-ата. От Шолпан-апа – 2 сына и 3 дочери. Все получили высшее образование, состоялись в жизни.
Мы исполнили наш долг и аманат Саракуль-аже – найти место захоронения Беркембай-ата. Бабушка и другие наши предки приходили во сне и до того, как мы нашли могилу прадедушки, и после…
Но мы должны исполнить еще один аманат – отыскать могилу без вести пропавшего старшего сына прадеда – Тунгышбая. Последнее письмо от него родные получили в 1943-м из Севастополя, где он сообщил, что его распределили в танковую дивизию... Это наш святой долг – помнить о подвиге героев Великой Отечественной войны и постараться помочь их душам найти покой, – сказал в заключение Даулет Туймебай.
НУР-СУЛТАН