С сентября прошлого года министерства финансов, национальной экономики, торговли и интеграции начали думать, как они будут отказываться от власти. Разумеется, такая работа будет идти тяжело и долго. Какой же чиновник в здравом уме откажется от возможности вызвать к себе директора завода или птицефабрики и пропесочить того за слишком высокие цены на его товар.
В сентябре прошлого года президент страны Касым-Жомарт Токаев выступил с посланием, где пообещал народу новую экономическую политику.
- Как раз сейчас проводится работа по отмене госрегулирования на СЗТП, - рассказали «Каравану» в комитете торговли. – Тарифы на ЖКХ тоже будут освобождены от контроля. Мы готовим дорожную карту по отмене госрегулирования. Конечный результат будет в 2026 году.
Справка «Каравана»
Перечень социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ) был утвержден в 2010 году во времена премьерства Карима Масимова на основании закона "О государственном регулировании развития АПК и сельских территорий".
В перечень входит 19 наименований. В том числе мука пшеничная, хлеб формовой, рожки, крупа гречневая, рис, картофель, морковь, капуста, сахар, масло подсолнечное, говядина, мясо кур, молоко, кефир, масло сливочное, яйцо куриное, соль и творог. Эти же товары закладываются в стабилизационные фонды СПК.
Но, как оказалось, правительство пока взялось за самую легкую часть поручений. И это может привести страну к новым страданиям.
- Отказаться от регулирования цен нереалистично из-за нашей бедности. Если это сделать сейчас, то за чертой бедности могут оказаться две трети граждан Казахстана. - рассказал «Каравану» финансовый консультант Расул РЫСМАМБЕТОВ. - У нас очень много бедного населения.
Сейчас принят закон о банкротстве физлиц. Через некоторое время мы поймем реальный уровень бедности, так как потребительские кредиты долгое время маскировали количество бедности. Понятное дело, правительство предлагает отказаться от контроля за ценами не от хорошей жизни. Денег в бюджете нет, и министерства ищут способы сэкономить.
- Мы тратим деньги на субсидирование, на непродуктивные государственные проекты, на слишком высокий уровень коррупции на инфраструктурных проектах. Все это это не очень хорошо сказывается на балансе. Прежде чем отказаться от регулирования цен, надо ликвидировать коррупцию в тех же СПК и их стабилизационных фондах. Сейчас они не справляются со своей задачей, - считает эксперт. Пока в Казахстане растут цены на продукты, в региональных стабилизационных фондах гниют овощи
Никто не думает и над простыми способами получить больше денег в бюджет. Например, Казахстан находится в ЕАЭС. Большая часть таможенных пошлин Таможенного союза поступает России. Но сейчас Казахстан стал торговым хабом для России. Пока это распределение не будет пересмотрено, мы будем кормить на своем рынке и Россию, и иностранных производителей.
Справка «Каравана»
Согласно Соглашению между странами ТС каждой ее участнице поступает часть ввозных пошлин от внешней торговли Союза. России, как стране с самой крупной экономикой и торговлей, отходит 85,065 % всех ввозных таможенных пошлин. Казахстану - 6,955 %, Беларуси – 4,86 %, Армении – 1,22 %, Кыргызстану – 1,9 %.
- Поэтому, если правительство все-таки решит отказаться от регулирования цен, то я бы предложил это делать медленно, чтобы успеть это все открутить назад, если что-то пойдет не так, - рассуждает Расул Рысмамбетов. - Пусть делают. Мне правительство не жалко. Простых людей жаль.
- Правительство не должно вмешиваться в ценообразование. Это должно быть прописано в кодексе для правительства красной нитью: раз развивает рыночный путь, то мы все должны следовать его законам. Поэтому правительству надо решиться сделать этот шаг, - считает глава Ассоциации картофелеводов и овощеводов РК Кайрат БИСЕТАЕВ. - Но бывают исключения. Это видно особенно сейчас, когда мы наблюдаем геополитические изменения. Но и эти исключения должны быть четкими, понятными.
Но сама новость вызывает много и много вопросов. Например, будет ли правительство поддерживать социально уязвимые слои населения через систему социального кошелька? Как эта помощь будет поступать? Через какие механизмы? Нужные товары бедные будут покупать в определенных магазинах, или система затронет всю розничную сеть? На средства в социальном кошельке можно будет покупать импортные продукты или только казахстанские? Любое решение может нести и позитив, и негатив для людей. Все зависит от нюансов. И эти нюансы должны быть понятны. Знакомьтесь, е-тенге: все, что надо знать о новой казахстанской цифровой валюте
Глобальная проблема: как будут контролировать инфляцию? Она влияет на макроэкономику и сильно беспокоит правительство. Потому, если чиновники отказываются от регулирования цен, надо сказать, какие будут инструменты для недопущения спекуляции на рынке. Производители продукции тоже заинтересованы в том, чтобы не было спекуляции.
- Между производителем и потребителем обязательно будут посредники. Но эти посредники бывают прозрачными, а бывают спекулятивными. Первых надо защищать, других как-то отодвигать от бизнеса. Как это будет работать? Для этого нужны товаропроводящие пути, о которых любил говорить экс-министр торговли Бахыт Султанов. Эта система должна быть прозрачной. – уверен глава ассоциации. - То есть государство в лице управления торговли должно видеть, как продукция от фермера, например, картофелевода, дошла до потребителя: кто какую наценку сделал, везде ли прописаны документы правильно, не было ли там нарушения налогового кодекса, как товар прошел службу СЭС, все ли нормы соблюдены во время упаковки или переработки. Это нормальные стандарты работы с продуктами питания. Но они у нас же не работают четко. Есть большие провалы, где не видно, что происходит. Это наши базары.
Базары, как нечто связанное с нашей традицией, должны быть. Мы восточная страна. Но они не должны преобладать. В Казахстане 80 % социально значимой продукции поступает на рынок через базары, где не очень хорошо прослеживается санитарная безопасность, налоговая чистота и то, как образуется цена. Чтобы победить рост цен надо уничтожить базары, уверен Кайрат Бисетаев. Не все, но большую часть.
- Мы, картофелеводы, видим, как фермер продал свой урожай - и все, он потерялся. И где он вылезет? В Кызылорде или Астане, в ларьке или на базаре? Мы не знаем. И пока этого мы не решим, для производителя является риском, что его продукция перестанет пользоваться спросом. Или могут появиться эпидемиологические проблемы. Могут возникнуть налоговики или антимонопольщики, потому что они не знают, кого на базаре ловить. Им проще прийти к фермеру и сказать, что он в сговоре с коллегами необоснованно поднял цену, и начать его кошмарить. Поэтому мы заинтересованы в том, что если ты сказал, что отказываешься от регулирования цены, то от нас нельзя отказываться, - уверен Кайрат Серикбаевич. - Ты должен выстроить систему сдержек и противовесов. В том числе и на рынке. А этот баланс соблюдается не только за счет спроса и предложения, но и за счет системы контроля и прослеживаемости. Об этом министерство экономики у нас молчит.
Проблема еще в том, что наши министерства - это вещь в себе. Они работают по своим внутренним законам, сильно не беспокоясь, что думают другие министерства или акиматы. В этом проблема нашего правительства: когда одно ведомство выдает решение, то оно не охватывает всю картину. Поэтому, когда министерство экономики говорит об отказе от контроля за ценообразованием, это настораживает.
В 2021 году закончилась очередная программа развития АПК. Ответственное министерство – МСХ. Весь остальной кабинет министров должен был подержать программу. Что произошло? Программу провалили. Но ни одного чиновника за провал не наказали. И так было по всем остальным проваленным программам: ФИИР, «Корпоративные лидеры». Были скандалы вокруг программ «Питьевая вода» и «Акбулак», но главных виновников снова не наказали.
Все эти программы долгоиграющие. Значит, они не имеют шанса на исполнение. Назначение нового министра всегда означает, что все наработки его предшественника будут отложены в дальний ящик. Его команда пишет новую программу, и все работают по-новому. В итоге никто никак не работает.
- Министерства сельского хозяева, финансов, транспорта и коммуникаций, минцирфы, КГД, акиматы, антимонопольщики, НПП «Атамекен» - если все вместе скажут, что они пришли к идее сделать что-то вместе и у них есть готовые выкладки – тогда это будет серьёзный документ, - уверен Кайрат Бисетаев. Генпрокуратура забрала себе автомобиль, купленный на 50,5 млн тенге, украденные с закупок медицинского оборудования
- Идеология и стратегия обеспечивают преемственность, - считает Кайрат Бисетаев. – А с этим у нас проблемы. Мы люди уже опытные. Заявление в том виде, как оно прозвучало – абсолютное пустое. Ели его реализуют, это приведет к печальным последствиям.
Правительство представляет отказ от регулирования цен как выполнение послания президента. Но в самом послании, в программе НЭПа по-казахски, это только первый пункт. Почему-то никто не говорит о других не менее важных, но сложных реформах. Нет идей, как демонополизировать экономику. Чиновники боятся жизни по средствам и поддерживать бизнес.