Чтобы "достойно" похоронить родственников, казахстанцы берут кредиты

Недавно общественность обсуждала нашумевшую свадьбу в Шымкенте с лакшери-тортом стоимостью почти 180 тысяч долларов - передает Astana.tv.

Кич, шик и размах. Возможно, для свадеб это еще как-то оправданно. Хотя, вопрос - спорный. Но вот для поминальных мероприятий подобное расточительство все же через край. Сейчас на это все больше внимания стали обращать священнослужители. Начинают проводить беседы. Объяснять. Призывают к скромности, аргументируя законами шариата. Более того, в мечетях страны разработали специальное меню для поминального обеда. Но, к сожалению, мало кто придерживается этих норм. Бахрамбек Талибжанов задался вопросом: почему проводы в последний путь превратились в демонстрацию достатка

Тема пиршества и показного достатка во время траурных церемоний уже не первый год осуждается свяженослужителями, журналистами и просто рядовыми казахстанцами. Но, увы, нездоровая состязательность только набирает обороты. Казахстанцы берут кредиты, чтобы "достойно" проводить в последний путь. И в понятие достойно каждый вкладывает свое понимание. Зачастую все сводится к банальной показухе. И сегодня не отличишь, где той, а где похороны с сожалением отмечает Бибигуль Тулегенова.

Бибигуль Тулегенова,  Народная артистка СССР: Вот, когда приходишь в ресторан, свадьба там. Стол накрыт, все прям «рекой льется» начиная от красной, черной икры и дальше-дальше. И когда поминки делают тоже самое. Зачем такие обильные столы? Как будто это … мы похоронили и обрадовались – "Сейчас теперь наедимся". Нельзя этого делать. Имамы сегодня проводят беседы на эту тему. Объясняют, что по шариату траурные мероприятия не предполагают расточительства. Но, к сожалению, люди больше ориентированы на мнение окружающих, поэтому и устраивают ярмарку тщеславия, в которой скорбь по усопшему отходит на второй план.

Еркебулан Каракулов, заместитель имама центральной областной мечети ЮКО: Если люди начинают соревноваться в подобных дастарханах, то тогда это наталкивает других людей на расточительство - на  исраф. А люди у нас принимают это как обязательный ритуал, как пятикратная молитва. Нет, Шариат это не обязывает. Если у человека нет возможности, он не обязан брать в кредит или в долг, колоть животное крупнорогатое. В прошлом году Южно-Казахстанские имамы разработали рекомендательное меню для поминального обеда. В скромный список внесли: воду, хлеб, плов, чай, сухофрукты, баурсаки и сметану. В других регионах страны было составлено аналогичное меню.

Хусаин хажи Бахтиярулы, верующий: Местные мечети у нас утвердили список продуктов необходимых для дастарханов, куда входят, например, хурма, изюм, хлеб, баурсаки. Вот и не надо уклоняться от этих списков. Во всём должна быть умеренность. Непросвещенность - одна из причин таких поминальных обедов, - считают свяженнослужители. Люди думают, что такая расточительность живых даст божью милость усопшему родственнику. Другими словами "сауап". Но подобное суждение не совсем верно, - отмечают имамы, обращая внимания на важность помощи нуждающимся

Анвар Хайдаров , имам:  Если ожидать "сауап", есть детские дома. Есть люди, которые действительно нуждаются в этом. Есть такие люди, у которых нет хлеба даже покушать. Мы этих людей знаем. Кто хочет сделать милостыню, могут к нам прийти, мы покажем путь.  Не жалеют средств казахстанцы сегодня и на погребение усопших. Заранее покупают участки на так называемых «престижных» кладбищах, возводят огромные мазары. Причем памятники устанавливают из дорогостоящих камней, привозимых из-за рубежа. Стоимость таких материалов, по словам реализаторов гранита доходит до 5 тысяч долларов.

Айдос Ержанұлы, продавец: У нас и христиане и мусульмане заказывают. Цены у нас разные. Дорогими считаются камни, привезенные из других стран. Есть за 150 тысяч, за 200 тысяч тенге. Самые дорогие могут стоить от 1000 до 5000 тысяч долларов. В прошлом году ДУМК приняло специальную фетву – свод правил погребения и облагораживания могил. Согласно правилам на могиле правоверного мусульманина разрешается ставить памятник из крепкого материала, огородить место захоронения забором или камнем. Под запретом изображение лица покойного и установка больших монументов. Известны лишь некоторые исключения из правил. Большие мазары и комплексы строятся на месте погребения султанов, биев, батыров, чтобы память о них жила долгие годы.

Еркебулан Каракулов, заместитель имама центральной областной мечети ЮКО: Совсем не обязательно строить купол, возносить это все из золота, серебра, делать отдельный шлагбаум, ставить туда охранника. Это наоборот отрицательно повлияет усопшему.  На судном дне Аллах спросит: «Что ты сделал чтобы заслужить такое?». А по шариату очень скромно должно быть. А еще в прошлом году в Казахстане неоднократно поднимали вопрос ограничения расходов на погребение. На законодательном уровне. С такой инициативой выступали общественники и ритуальные агентства.

По мнению мажилисмена Романа Кима сегодня нет необходимости вводить нормы в Закон, которые бы ограничивали расходы на проведение похорон.

Роман Ким, депутат мажилиса Парламента РК, член фракции «Нур Отан»:  Это право каждого гражданина – как провести. Это не свадьба, не юбилей. В моей практике такого не было, чтобы какие-то пышные похороны были. Есть похороны, где есть уважаемый человек, там действительно много людей. Ну их же не ограничишь. Поэтому вводить такую норму в Закон на сегодня нет такой необходимости. Имамы в Южном Казахстане уже в этом месяце планируют возобновить разъяснительную работу. 36 священнослужителей в течение года будут посещать районы региона и встречаться с населением. Людей будут учить тому, как правильно проводить траурные мероприятия по законам шариата. Настоятельно будут призывать к ограничению расходов на поминальный обед.