Чтобы было не стыдно

В областной центр можно въехать с четырех сторон: по Жезказганской трассе, со стороны Шымкента, по трассе Кызылорда – Теренозек и Шымкент – Самара. Наверняка у большинства не возникает ощущения, что въезжаешь в областной центр с 200-тысячным населением, с древней историей и богатым культурным наследием. Наиболее привлекательно город выглядит, когда едешь по трассе Самара – Шымкент, через мост. Современные здания придают Кызылорде особенный вид. Совсем другая картина, и не в пользу имиджа города, когда въезжаешь со стороны Шымкента и Жезказгана.

Что нужно сделать, чтобы ворота города стали презентабельными, чтобы по ним сразу можно было определить – это главный город региона? Если театр начинается с вешалки, то город запомнинается своими въездами.

– Оформление въездов в Кызылорду с северо-восточной и южной сторон не выдерживает критики. В глаза бросается хаотичная застройка индивидуальными жилыми домами. Вообще в городе такая застройка частными домами превалирует, – говорит градоначальник Мархабат ЖАЙЫМБЕТОВ.

Сейчас внесено предложение соединить так называемую Жезказганскую трассу с автомагистралью Шымкент – Самара и сделать единый въезд. Необходимо комплексное освоение улицы Султана Бейбарса в направлении микрорайона “Астана”.

Отдельная тема – промзоны Кызылорды. Там берет начало улица Мостовая, но прилегающий район не обустроен. С одной стороны тянутся частные дома, с другой – рынок стройматериалов, теплотрасса, длинная  бе­тон­ная стена. Градостроители предлагают по обе стороны улицы построить многоэтажки. Этот район еще в советское время был отведен под промышленную зону. Здесь располагались фабрика нетканых материалов, кирпичный завод и другие объекты. Потом появились частные дома, образовался жилой массив “Саяхат”.

Такое соседство с промзоной – не в пользу местных жителей. Движение большегрузных машин создает не только угрозу жизни и здоровью людей, но и наносит немалый ущерб дорожному покрытию. Предложено для промышленной зоны сделать автономную дорогу с въездом и выездом со стороны автобана Западная Европа – Западный Китай. К строительству объездной дороги, скорее всего, приступит и ряд нефтяных компаний. Многотонные нефтевозы портят дороги, поэтому нефтяникам надо за свой счет построить отдельную дорогу в объезд пригородных населенных пунктов Абай, Караултобе, Кызылжарма.

Кроме того, областной центр не отличается красивым ландшафтом. Очень важно с экологической, эстетической точек зрения разумно пользоваться тем, что имеем. К примеру, в районе Кызылординского гидроузла есть водоем. Здесь можно обустроить зону отдыха, которая стала бы своеобразной визитной карточкой города. Большую роль в градостроительстве играют скверы и парки, они являются активным средством формирования архитектурных ансамблей. Серьезной реконструкции должна подвергнуться Кызылординская железнодорожная станция, сделать ее надо только пассажирской. Здесь имеется сортировочный пункт, где ежедневно идут работы по погрузке-разгрузке товарных составов. А ведь для этих целей в 15 километрах от города есть станция Белкуль, которая изначально и задумывалась как сортировочная.

Словом, у Кызылорды есть новый генплан, есть условия для того, чтобы сделать город одним из лучших в стране.

Кызылорда