"Чтоб текла кровь из носу, в мире шоу-бизнесу!"

Ныне слово перестало быть ругательным - сами капитализм строим. Но появился ли у нас в Казахстане шоу-бизнес?
Об этом шла речь в Международном пресс-клубе Астаны на встрече известных и начинающих отечественных артистов и продюсеров с журналистами.
Звезды СЦЕНЫ или сТОЙкие певцы?
Вначале поговорили о том, что молодой столице, только-только примерившей на себя строгий костюм административного центра, трудно сразу приобрести и навыки самого культурного города Казахстана. Такое в одночасье не происходит. Алматы, чтобы стать Алма-Атой, надо было эволюционировать от небольшого казахского селения и казачьей крепости до сегодняшнего мегаполиса более полувека. При этом ей оказывалась помощь со всего бывшего Советского Союза.
Астана ныне может потягаться с южной столицей архитектурой, но с культурой пока напряженка. Как посетовали артисты, никто особо не спешит вкладывать в труд отечественных исполнителей серьезные средства, после чего можно ожидать и весомой отдачи. Нет института профессионального продюсирования, а если поддержка и происходит, то дело тут, скорее, в межличностных отношениях артиста и человека его поддерживающего. Например, отец может финансово поддержать дочь-певицу, муж - супругу и т.д. Ни о каком качестве исполнения, в связи с этим вопрос не стоит, поскольку о возвращении вложенных средств близкие спонсоры и не мечтают, довольствуясь лишь благодарностью.
Другая часть поющей братии, которая не имеет денежных покровителей, вынуждена добывать средства самостоятельно. Едва они засветятся на экране или зазвучат по радио, наработают определенный имидж, их уже "примечают" и приглашают на всевозможные вечеринки и юбилеи, для которых у артистов существует уже общепринятый термин - "той". Их присутствие здесь, в свою очередь, показатель уровня мероприятия, дескать, "А у нас сам такой-то выступал!" - за что неплохо платят. И вот в чем парадокс: артисты на таких вечеринках делают свое дело - выступают перед публикой, которая их ценит (особенно в плане оплаты) гораздо больше иных зрителей, пришедших (а порой и приведенных добровольно-принудительно) на концерт, однако этого, мягко, скажем, стесняются. Вроде бы, нездорово, что звезда эстрады развлекает жующе-пьющих граждан. Но в той же России многие известные артисты не стесняются, что начинали петь с ресторанов, а кое-кто в них сейчас "допевает" остатки своей былой славы. Резиденты "Камеди-Клаба" и КВНщики не считают зазорными вести вечеринки, хотя при этом блистают на экране. Возможно, стоит несколько примириться с реалиями, поскольку приглашение на "тои" - это показатель востребованности и известности - одних из самых нужных критериев в артистической карьере.
Другое дело, что на "той"-концертах трудно расти профессионально и в плане мастерства они мало чего могут дать. Публика заплатила и желает слушать только то, что ей интересно, новые песни артиста ей не нужны. И возможно, что такая негативная черта серьезно влияет на творчество казахстанских исполнителей.
Печальные моменты - повсюду конкуренты!
С учетом имеющихся реалий нашим артистам нелегко тягаться с российским "звездами" и даже "звездульками", не говоря уже о западных певцах и группах. К их услугам - хорошо отлаженный шоу-бизнес, с громкими PR-акциями, мощной информационной поддержкой и серьезным менеджментом. Некоторые продюсеры ведут сразу по несколько самых разнообразных проектов на потребу любым вкусам публики.
Наши выживают сами, поодиночке. Они, порой, выступают на сценах, когда те свободны от пришлых "варягов", к которым администрация Дворцов и Центров более благодушна. Тех тоже можно понять - им нужно зал заполнить и кассу приличную снять, а многие ли пойдут на местных исполнителей, если плохо их знают?
Та же система и на телевидении и радио. Конечно, в законодательно утвержденную половину казахскоязычного эфира никто россиян или западников не втиснет, и там спокойно могут петь свои исполнители, но зато "пришлых" с лихвой хватает на второй половине экранного или радийного времени. И здесь у медийщиков свои резоны - если кто-то один будет пытаться у себя "раскручивать" малоизвестных отечественных певцов, то зритель-слушатель может уйти к другому. Вот и приходиться в культурном плане быть вначале бизнесменом и только потом патриотом.
Нет единства и в лагере самих исполнителей. Здесь и творческая конкуренция, и непростые характеры артистов, и отсутствие каких-то объединяющих их административных органов. Случается нечестная игра, когда малоизвестная группа, написав всего несколько песен, устраивает сборный концерт, приглашая "раскрученные" коллективы и исполнителей. Зритель идет на своих любимцев, а в результате открывает для себя "темных лошадок". И все вроде бы прилично, но остается привкус обмана.
Кроме того, с трудом представляется, что для решения своих проблем в обозримом будущем, смогут объединиться все те, кого, что называется на сцену "за руку привели", проплатив ему каждый шаг, и те, кто на свои клипы-костюмы-концерты зарабатывал на всевозможных "тоях". Может оттого перед нашими артистами пока существуют два пути профессиональной карьеры: или жертвовать своими амбициями и зарабатывать "тойские" 2 000 долларов в неделю или жертвовать своим временем, силами, здоровьем, деньгами и пробиваться на Большую сцену, не взирая ни на что.
Казахстанский клип с узбекским орнаментом
Рассматривалась и еще одна проблема, плавно вытекавшая из предыдущей - невысокое качество отечественных видеоклипов, да еще и снятых в зарубежье. Артистов стали упрекать непатриотизме, говорить о том, что наши деньги уходят за рубеж и не используются казахстанские возможности. В одной только Астане существует порядка двадцати продюсерских центров.
Ответ был прост и убедителен: чтобы снять видеоклип в Казахстане нужно потратить не менее 7 000 долларов, а чаще речь идет о более крупных суммах. Болат Мажагулов, который продюсирует молодую группу "Одалис" рассказал, что один наш известный режиссер, например, попросил за съемки клипа начинающего коллектива (!)… 15 000-16 000 долларов. О каком "культурном" патриотизме в этой связи может идти речь?
Узбеки, в свою очередь, о нашем творчестве не пекутся, но берут в среднем порядка 4 000 долларов, да еще и фотосессией. Но и здесь есть свои минусы, когда в целях экономии времени и средств нашим артистам предлагается использовать в клипе… неубранные декорации какого-нибудь кинофильма. Тем более, если каскадеры еще не ушли со съемочной площадки, бутафорское оружие под рукой, и гримеры с костюмерами наготове. Вот в результате и получается на экране "коктейль": песня казахстанского артиста о любви, с "голливудскими" перестрелками, на фоне узбекских дувалов. Можно ли в связи с этим ждать высокого качества отечественных видеоклипов?
И не из меркантильности наши певцы снимают клипы там, где дешевле. Им ведь еще предстоит "пристраивать" свое творчество на телеканалах. Те, в свою очередь, берут от 100 долларов за один показ и выше, а чтобы клип хоть немного запомнился зрителю, его надо показать не меньше 3 раз в течение десяти дней. Вот вам и еще больше 3 000 баксов минус. И все это артистам приходится делать чаще всего самим, поскольку нет у них ни своих личных администраторов, ни продюсеров. А беготня отнимает столько времени, душевных сил и настроения, что для зрителя почти ничего не остается. Вот и еще одна причина, почему мы их редко видим на большой сцене.
Нам нужен худсовет?
Нашей эстраде нужны деньги, потому что пока это явно не шоу-бизнес. Концертная деятельность (от случая к случаю) не приносит артистам великих доходов, просто дает возможность пережить периоды без выступлений.
Стороны сошлись на том, что государство должно курировать каким-то отдельным административным органом эстрадную деятельность. Нужен худсовет, как в прежние времена. Он должен отсматривать и отбирать талантливых певцов и поддерживать их материально. Когда певец не будет думать о том, на чем ему сэкономить, чтобы снять видеоклип, он больше сможет вложить в искусство.
Да, не берутся отечественные предприниматели за шоу-бизнес, но ведь своя культура нам нужна! А, следовательно, есть два пути: или оставлять все как есть, пускать на самотек и смотреть за большие деньги на чужих заезжих звезд или все-таки обратить внимание на своих исполнителей, помочь им и тогда, как минимум, мы чаще будем видеть своих артистов на сценах и по телевидению, слышать по радио, а как максимум, еще и сможем на этом заработать.
Конечно, подход не совсем рыночный. На рынке ведь как - нет спроса, нет и предложения. Был бы великий спрос на отечественную эстраду - записывали-перезаписывали кассеты и диски, писали бы во все газеты: "Где наш любимый певец (певица, группа)?". Такого не наблюдается. Но не потому, что свои на сцене не нужны, а их мало видят и еще меньше знают. Тут есть и недоработка отечественных СМИ, у которых своя оговорка: или пиарим тех, кто платит или тех, кого все знают, и материал будет востребован читателем/зрителем. Получается замкнутый круг проблем. И решение видится одно.
Наше государство в силах продюсировать эстраду, хотя в нынешних условиях кризиса у чиновников больше поводов сказать артистам: сейчас не до вас. И если поставить на одну чашу весов дольщиков без крыши над головой и артистов без продюсерской "крыши", то проблемы первых будут, безусловно, приоритетней. Артистам вроде должно быть совестно в такой момент говорить о помощи государства. Но если рассуждать с позиции "кому-то хуже чем вам", то можно свернуть очень и очень многие проекты, и наломать дров еще больше. Социальные проблемы - один разговор, культура - другой. Даже во время войны артисты работали: процесс был востребован и поддерживался государством. Думается, можно было бы найти какой-то выход и работать в этом направлении постоянно, а не только устраивать конкурсы, где таланты сверкнут разок и разъезжаются по своим глубинкам тихо угасать, да еще и под смешки, дескать: "Ну что, артист, кому ты нужен?"
Невостребованность и, как правило, печальная участь таких людей - тема другого отдельного разговора. Но есть лишний повод для того, чтобы государство обратило на них свой взор - они ведь тоже его граждане и нуждаются во внимании и поддержке.
И еще. Отбросим лирику и поговорим по-деловому. Что такое раскрученный артист или группа? Прежде всего возможность зарабатывать деньги для себя, артистов, персонала и налогов в бюджет с минимальными последующими расходами. Да, на раскрутку придется потратиться - записи, клипы, костюмы, стилисты, песни и многое другое. Но затем, "на гора" выдаются неплохие деньги, если проект будет собирать залы и стадионы. И для этого не надо ставить буровые вышки и копать шахты. Деньги даже не под землей - они на земле. Вот только достанутся ли Казахстану?

На фото с сайта http://www.timeout.kz - группа The Magic of Nomads