Каблуки и подкаблучники
Всего в обувном "семействе" Лидии Петровны Рудаковой – около 300 изделий. Это брелоки, магниты, чашки, броши, часы, открытки, бокалы, сумки, флаконы, рюмки, лейки, заколки, пеналы, амулеты и многое-многое другое. География, откуда они прибыли, охватывает практически все континенты, за исключением разве что Африки и Антарктиды. В квартире под собрание отданы сервант и все полки. Регулярно в коллекцию вливаются "новобранцы", которым подыскивается и выделяется свое место.
…А началось всё больше 40 лет назад, когда горожанка увидела янтарную брошку с подвесками в виде сапожек. Лидия Петровна по специальности – конструктор-модельер обуви. Брошка с янтарем просто очаровала ее и надолго стала вроде профессионального значка. Чуть позже коллеги на новогоднем празднике, или как сказали бы сегодня – на корпоративе, подарили ей миниатюрный розовый сапожок на подковке и со шпорой. А дальше, что называется, пошло-поехало. Часть сувениров привезли дети, когда возвращались с учебы на каникулы. Другие появились в собрании после путешествий по городам и странам.
– Когда мне подарили сувенирные башмачки, стилизованные под старину, захотелось узнать, почему у них такой вид, из чего их делали, – рассказала коллекционер. – Стала читать. Например, у меня есть керамические пепельницы в виде грубых сапог. И такие на самом деле носила беднота в старину. Их делали на одну ногу и затем разнашивали по ступне. А для знати шили дорогие туфли по ноге, с длинными острыми носами. Чем обувь была длиннее и более остроносой, тем человек считался богаче. Чтобы при ходьбе не запинаться, нос привязывали за колокольчик или бубенчик к голени. Хозяин шел – колокольчик звенел, прислуга знала: господин идет!
Самые большие изменения в течение времени претерпела женская обувь. Во Франции в "галантный век" появилось даже выражение о ножке в женском ботиночке, разящей мужское сердце вернее шпаги. Одновременно известность получило и хлесткое определение "подкаблучник".
У Лидии Петровны собрана целая семейка прелестных фарфоровых туфелек на каблучке-рюмочке, с бантиками, кантиками, со шнуровкой и без. Начинаешь их разглядывать – словно попадаешь в мир пасторальных пастушек и трубадуров. Статуэтки такие милые, такие романтичные! Честное слово, не хочется возвращаться из этой сказки в реальность.
– Эти туфельки пришли на смену неудобным "тапкам" эпохи Средневековья, которые изготавливали и носили без подошвы, – поясняет Лидия Петровна. – Суровая мораль запрещала женщинам показывать из-под платья даже краешек обуви. Однако когда запреты ослабли, модницы начали приподнимать край юбки. И чем больше обнажалась женская ножка, тем больше требований предъявлялось к красоте туфельки.
Вообще, женской обуви на каблуке мир обязан известной моднице и фаворитке Людовика XV – маркизе де Помпадур. Как только она продефилировала в босоножках с приподнятой пяткой, двор мигом это оценил и взял на заметку – фигура мадам приобрела еще большую соблазнительность. В течение всего "золотого века" высота дамского каблука только росла. Мастера даже придумали язычок, чтобы верх обуви не задирался. Барышни ходили буквально на кончиках пальцев и для устойчивости вынуждены были опираться на трость.
Собственно, с тех пор секретный прием в виде туфельки на каблучке приняли на вооружение дамы во всем мире, на всех континентах. И заметьте: нигде и никто пока не подумал от него отказаться.
Сувенирный интернационал
Для семьи Лидии Рудаковой необычная коллекция еще служит своего рода памятным альбомом. За каждым новым башмачком, сапожком или туфелькой стоит какое-то путешествие, знакомство с культурой других стран. Например, в коллекции есть миниатюрная лодочка пурпурного цвета на высоченной шпильке. Она была куплена в Австрии и входила в серию под названием "от звезд". В эту эксклюзивную подборку вошли копии обуви в миниатюре, принадлежащие знаменитостям. По задумке дизайнеров, они должны были стать украшением витрин и привлекать покупателей.
Одним из последних "новобранцев" обувного семейства стала привезенная из Поднебесной мужская ступня с сидящим на ней восьмилапым пауком. По фэншую, паук символизирует творческую энергию, а его восемь лапок – это основные направления ветра. Из путешествия по США в Усть-Каменогорск прибыла пара носков американского футбольного клуба. После поездки во Францию, на родину сказочника Шарля Перро, собрание пополнили, конечно же, хрустальные туфельки Золушки. А в память об экскурсии по Москве осталась лодочка из бисквитного фарфора, украшенная веточкой рябины, ее присмотрели в мастерской у знаменитого храма Христа Спасителя.
– В Германии проходит традиционный колоритный фестиваль кельтской культуры, который мы стараемся не пропускать, – дополнила рассказ дочь Лидии Рудаковой Татьяна. – На таком празднике мы увидели набор башмачков из вареной кожи. Они выглядят игрушечными, но при этом достоверно копируют старинную и современную обувь. В поездке по Баварии нам встретилась серия бокалов и фужеров, стилизованных под сапоги. А в Ереване мы купили сувенирный армянский башмак, причем его продавали на огромном рынке сухофруктов.
Новым экспонатам, по словам Лидии Петровны, требуется время, чтобы прижиться. Их приходится по несколько раз переставлять, подселять то к одной компании, то к другой. На вопрос о любимых изделиях она разводит руками: все памятны, все дороги.
– Всех люблю, – заключила коллекционер. – Когда начинаю уборку – достаю каждый, протираю. Разговариваю с ними. Что-то по-новому поставлю, посмотрю со стороны – снова переставлю. Они живут в доме, как семья, причем в нее постоянно вливается кто-то новенький.
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК