Неделю назад и. о. начальника областного управления экономики и бюджетного планирования Сауле УЛАКОВА сообщила: ни в одном из четырех моногородов Восточного Казахстана результаты, намеченные по госпрограмме, не будут достигнуты. И в первую очередь – по объему промышленного производства и числу активности малого бизнеса.
– В течение трех лет, к 2015 году, – пояснила она, – по каждому из моногородов запланирован рост объема промпроизводства от 101 до 127 процентов. Но в Курчатове с начала года этот показатель снизился на 36 процентов, в Серебрянске – на 22.
Напомним: смысл программы развития моногородов именно в том, чтобы вывести небольшие промцентры из зависимости от градообразующего предприятия. Чтобы появились новые производства, ожил малый и средний бизнес. Для жителей Серебрянска, например, где почти 20 лет “на коленях” завод неорганических производств, поиск работы в буквальном смысле – вопрос жизни и смерти. А где смогут заработать на жизнь жители Риддера и Зыряновска, если вдруг (тьфу-тьфу!) залихорадит “Казцинк”?
В правительстве для будущих новых производств даже придумали термин – “якорный проект”. Мол, появится у города пара-тройка таких “якорей” – никакие штормы местной экономике не страшны.
На сегодня из 6 “якорных” проектов, вошедших от Восточного Казахстана в программу развития моногородов, реализуется всего 2. В Риддере – производство стройматериалов, в Зыряновске – фабрика по переработке техногенного сырья с извлечением золота. А вот по Серебрянску – ноль. По словам акима Зыряновского района Ермака САЛИМОВА, проект документа о признании Серебрянского завода неорганических производств стратегическим и его банкротстве по особым условиям забуксовал в правительстве.
– Протокол зашел в канцелярию Премьер-министра, и его не подписывают, – возмутился аким. – По Серебрянску все проекты связаны с СЗНП, если с ним решится, все заработает.
Минуточку, чиновники ничего не перепутали? Разве включение старого градообразующего завода в “якорные” не перечеркивает сам смысл госпрограммы? Каким образом можно поднять экономику города, если новые бизнес-идеи завязаны на завалившемся производстве с неясными перспективами?
А вот, например, как объяснил почти 40-процентный спад производства аким Курчатова Димитрий ГАРИКОВ: “Американская компания закончила финансирование работ по дезактивации полигона, основные работы шли по этому направлению”.
Сложно понять, как вообще помощь иностранцев в экологическом проекте оказалась вдруг “промышленным производством”. Еще сложней объяснить, почему в мозговом центре ядерной физики, где создан парк ядерных технологий, с уходом американцев произошел спад в малом бизнесе. Может, ядерный центр и технопарк действуют больше на бумаге, чем в реальности?
– Одна из главных задач программы развития моногородов – создание новых производств, – поделилась главный экономист области. – В Риддере с начала года запущено 10 предприятий – создано 165 рабочих мест, в Зыряновске 10 предприятий – создано 54 рабочих места, в Курчатове 8 предприятий – 22 рабочих места, в Серебрянске 3 предприятия – 4 рабочих места.
Выходит, на новых предприятиях Курчатова и Серебрянска трудится по одному, максимум по три человека?! Не надо быть специалистом, чтобы понять: такого не бывает. А ведь это преподносится как выполнение госпрограммы!
Сейчас восточноказахстанским чиновникам предстоит преодолеть рубеж в 440 миллионов тенге. Именно такую сумму они должны освоить до 30 сентября на поддержку предпринимательства в моногородах. На обучение, кредиты, гранты. За неделю до конца августа из этой суммы не было потрачено ни тиына. Ни в одном из четырех городов не нашлось желающих получить дешевый кредит или бесплатный грант?
– Так “работают” акиматы вместе с центрами поддержки предпринимательства, – констатировала С. Улакова. – Если средства не будут освоены в срок, их снимут.
Под угрозой изъятия и финансы, которые республика выделила на важнейшие инфраструктурные проекты моногородов. В Риддере до сих пор нет проектно-сметной документации даже на объекты, которые планировалось построить в этом году. В Курчатове и Серебрянске и самих проектов-то нет! Что уж говорить о планах на будущее. А в целом, как отметила экономист, из 8 миллиардов тенге, выделенных на жилищно-коммунальные проблемы моногородов, на сегодня освоено… 4 процента.
– С учетом оставшегося времени полностью освоить эти средства невозможно, – заключила она.
Риддер, Зыряновск, Курчатов, Серебрянск – 4 города в Восточном Казахстане, получивших статус моногорода. Каждый – сгусток острейших проблем. Казалось бы, государство дало реальный шанс решить их. Хотя бы начать решать. Однако выясняется: с “якорными” проектами у местных акимов напряженка (если не сказать, что их практически нет). Центры поддержки предпринимательства на деле никого не поддерживают.
В чем причина этих “косяков” – программа плохая? Или исполнители?
Усть-Каменогорск