Много это или мало – гадать не будем. Раньше выделяли 100 тенге на школьника. Правда, поначалу родители к этой сумме прибавляли из своего кармана – чтоб детишки не голодали. Но потом “благотворительность” пресекли городские власти: бесплатно – значит бесплатно. При этом пенять на качество было как-то даже неприлично. Бесплатно же!
Правда, тогда городские власти, видимо, не учли, что значительная часть денег, выделенных только на покупку продовольствия, арендаторы списывали на… накладные расходы – оплату работы поваров, коммунальные расходы, аренду помещений, моющие средства, транспортные расходы, спецодежду, посуду...
Вот почему вместо мяса, молока и фруктов часто обед школьника состоял из пустого супа, каши да чая…
Ну а после повышения цен на основные продукты питания и овощи, которые, по данным Минсельхоза, по стоимости выросли только за прошедший год на все 25 процентов, вы и сами догадаетесь, какой ассортимент блюд мог оказаться в школьной столовой.
Но теперь нас уверяют, что все это в прошлом. Комиссия департамента образования провела рейд по школам, после чего сделала организационные выводы, и кое-кто из директоров школ даже получил взыскание. Поскольку специально разработанное специалистами-диетологами меню арендаторами школьных столовых не соблюдалось.
Теперь Казахская академия питания разработала новое двухнедельное меню для школьников 1–4-х классов – с учетом новых сумм. При этом ученые настоятельно просят Министерство образования изыскать средства для компенсации накладных расходов, чтобы арендаторы не экономили на самом главном.
Ученые рассчитали все: и порции, и калории, и витамины – ровно на 120 тенге. Теперь дети должны получать как минимум пять раз в неделю мясное блюдо, один раз – рыбное, три молочных продукта, три сока, два овощных салата, два раза свежие фрукты (и один кисель – в течение двух недель).
Разработчики вовсе не стремились создать меню из трех блюд, ведь школьное горячее питание – это, по сути, всего лишь второй завтрак.
Хотя… Согласно официальным данным, в целом по стране горячим питанием охвачено всего лишь 55 процентов школьников, остальные питаются в школьных буфетах, где продают кондитерские изделия, чипсы, самсу и сладкие газированные напитки.
А ведь есть в стране еще и сельские школы, где столовых и вовсе нет – кому там говорить про идеальное меню?
В школу, за калориями
Насколько опасно детям питаться всухомятку, говорят цифры исследований. Например, среди казахстанских школьников 7–10 лет низкорослых детей с низкой массой тела – около 5 процентов, тогда как тучных с избыточным весом тела – все 15 процентов. Это, конечно, меньше, чем в соседней России, но уже должно насторожить.
Руководитель лаборатории рационализации питания доктор медицинских наук профессор Муса Айджанов говорит, что в школе учащиеся начальных классов должны получать как минимум одну пятую всех суточных калорий – и не забывать про витамины.
– Мы не ставили перед собой цель школьным питанием удовлетворить всю суточную потребность. Основное питание ребенок получает дома. Если, скажем, суточная норма калорий для первоклашек – 1620 и 1820 килокалорий (для девочек и мальчиков соответственно), то в школе они должны получать как минимум 330–380 килокалорий. Для старших классов норма калорий, получаемых в школе, увеличивается до 25 процентов суточного рациона. Мы просим родителей: ознакомьтесь со школьным меню и кормите ребенка с его учетом. То есть если в школе он получает рыбу, то дома пусть поест что-нибудь другое.
По мнению специалистов, во многих семьях школьники все еще употребляют мало продуктов животного происхождения, особенно молока, а также фруктов, овощей и ягод. А значит, в домашнем питании детей больше всего недостает кальция, железа, цинка, антиоксидантных витаминов А и С. Особенно большое значение имеет достаточное поступление животного белка. Доля его в составе общего количества белка должна составлять не менее 50 процентов. При дефиците животного белка у детей развивается утомление, снижается работоспособность, ухудшается успеваемость.
В рацион школьника молоко и жидкие кисломолочные продукты должны входить в количестве до 500 мл ежедневно. В суточном рационе содержание разнообразных овощей, фруктов и зелени должно составлять не менее 400 г (картофель сюда не входит!). В течение недели ребенок должен получать широкий ассортимент круп и необходимое количество мяса, рыбы, яиц.
Диетологи считают, что школьникам необходимо четыре или пять приемов пищи в течение дня в зависимости от нагрузки. Если приемы пищи реже, ребенок съедает больше, что ведет к растяжению желудка, ухудшению пищеварения и развитию в дальнейшем гастрита. А это значит, что ребенок обязательно должен поесть в школе.
– Дети часто не едят горячих блюд, ссылаясь на то, что они невкусные, предпочитая сухариками закусить и запить газированным напитком. Особенно старшеклассники…
– Во-первых, чипсы и газированные напитки запрещены для продажи в школьных буфетах или пищевых автоматах. Да и сами автоматы с марта 2008 года убрали из школ. А по поводу того, почему не едят… Нужно разобраться, почему дети не едят. Если в школе хороший повар, который готовит не только полезную, но и вкусную еду, обязательно будут есть!
Не все как по писаному?
Но в организации школьного питания кроме специалистов диетологов и чиновников от образования есть и третья, пожалуй, самая важная сторона – те, кто, собственно, и готовит обеды для наших детей.
Нам удалось поговорить с одним из арендаторов школьной столовой. По мнению Вячеслава Лобанова, ситуация с горячим питанием в школах города имеет множество нюансов и напрямую зависит от отношения к делу самих арендаторов:
– Двухнедельное меню – дело, конечно, хорошее, но, пока его приняли и утвердили на высоком уровне, цены опять убежали вперед. Капуста подорожала в январе в 5 раз, картофель – на 40–50 процентов. Мы не против кефира или молока. Но… нас ругают родители, дети которых не пьют ни то ни другое. Возможно, нам всем нужно менять старое представление о здоровом питании?
Жанар КАНАФИНА, фото Тахира САСЫКОВА