Что творится в казахстанской легкой атлетике - откровенный рассказ Ольги Шишигиной

Напомним, 17 марта текущего года состоялась конференция Федерации легкой атлетики, на которой был принят новый устав федерации, а также внесены изменения в руководстве организации. Казалось бы, подобное мероприятие – рядовое событие для любой спортивной организации, но вот только в этот раз дело приобрело далеко не самый однозначный поворот.

Выяснилось, что конференция состоялась с грубейшими нарушениями соответствующего устава, всплыли скандальные подробности касательно ротации руководителей и других побочных проблем внутри организации. Иными словами, все это стало поводом для СМИ охарактеризовать происходящее внутри федерации как «беспредел».

Но насколько с тех пор изменилась ситуация? Почему она по своему характеру беспрецедентна? Удалось ли определить какие-либо пути решения и чего ожидать дальше? Поделившись новыми подробностями, на эти и другие вопросы корреспонденту медиа-портала Caravan.kz ответила депутат мажилиса, олимпийская чемпионка Ольга Шишигина, которая ранее на фоне всех этих событий встала на защиту своих коллег.

- Ольга Васильевна, весной вы, комментируя прошедшую мартовскую конференцию Федерации легкой атлетики, отметили, что она состоялась с грубейшими нарушениями. Генсек федерации выразил свое несогласие, на что вы ответили публикацией документов. С тех пор ситуация не изменилась?

- Нет, не изменилась. Я вынуждена была обратиться в НОК РК, комитет по спорту министерства культуры и спорта, министерство юстиции, проинформировав эти организации о грубейших нарушениях во время подготовки и проведения очередной ежегодной конференции Федерации лёгкой атлетики.

В ответ генеральным секретарём федерации Асхатом Сейсембековым были направлены письма в НОК РК и комитет по спорту, в которых он в очередной раз оправдывал свои действия. При этом он игнорирует вопросы, которые я поднимала в своих интервью. Например, о голосовании по доверенности. В уставе Федерации лёгкой атлетики РК говорится, что в своей деятельности федерация руководствуется законами РК, конституцией World Athletics (новое название Международной ассоциации легкоатлетических федераций), конституцией Азиатской ассоциации и Олимпийской хартией. Статья 5 раздела 8 конституции Азиатской ассоциации и статья 18.4 Олимпийской хартии прямо запрещают голосование по доверенности. Запрет на голосование по доверенности предусмотрен законодательством РК. Регламенты World Athletics для проведения конгрессов также не разрешают передачу голоса и предусматривают, что голосовать может только делегат, проживающий на той территории, которую он представляет. Генеральный секретарь просто игнорирует эти положения. В письме на имя руководителя комитета по спорту Серика Сапиева №04-02/181 от 19 мая 2020 года он пишет, что статьёй 167 Гражданского кодекса РК «...признаётся письменное уполномочие одного лица (доверителя) для представительства от его имени…». При этом он забывает упомянуть статью 1 Гражданского кодекса, которая гласит: «Гражданским законодательством регулируются товарно-денежные и иные основанные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения».

Как вы понимаете, это никак не связано с конференцией Федерации лёгкой атлетики.

Повторю ещё раз то, что я говорила в прошлых интервью. Из 37 человек, имеющих право голоса на конференции, в ней приняли участие 23 человека, из них 14 голосовали по доверенности. Из этих 14 восемь человек не являются жителями тех регионов, за которые голосовали. Из 23 делегатов больше половины были из двух городов - Нур-Султана и Усть-Каменогорска. По доверенности голосовал сам господин Сейсембеков. По доверенности за область, где она не проживает, голосовала даже председатель комиссии, привлечённая для проведения аудита.

- По какой причине вы охарактеризовали такую ситуацию в нашей легкой атлетике как прецедент?

- Дело в том, что действительно создаётся опасный прецедент. Легкоатлетической общественности показали, что могут обойтись и без неё. Ведь понятно, что именно так и задумывалось. Посмотрите, что произошло. Конференция прошла за день до введения чрезвычайного положения из-за пандемии коронавируса. Понятно, что приехать в Нур-Султан делегаты из областей уже не смогут, тем более что приехать они должны были за свой счёт. Но ведь доверенности у представителей областных федераций и областных филиалов федерации были взяты заранее. При этом их никто не предупреждал, что в ходе конференции будет изменена повестка. Что будут проведены голосование по прекращению полномочий вице-президентов, новые выборы вице-президентов, исключение пяти членов из состава учредителей федерации, которые, к слову, обладают правом голоса, а также то, что будут проведены новые выборы учредителей.

Возникает вопрос. Все члены федерации имеют право быть избранными и выдвигать кандидатов на выборные должности. Если областные федерации (их 14) и филиалы федерации (их 11), а также имеющие право голоса учредители федерации (10 человек) не были оповещены об изменении повестки, о голосовании и выборах, значит, нарушены их права, значит, им не дали возможности выдвинуть своих кандидатов.

Возникает и второй вопрос: а кто тогда выдвигал кандидатов на посты вице-президентов и в состав учредителей? Этот вопрос не обсуждался даже на заочном заседании исполкома федерации. То есть всё было умышленно скрыто от общественности. Вот и получилась нелепая ситуация, когда один из учредителей дал доверенность одной из представительниц федерации и в результате проголосовали за его исключение, даже не предупредив его.

И ещё один вопрос. Если конференцию решили провести в режиме онлайн, то почему нельзя было подключить к ней всех 37 делегатов? Тогда бы и не понадобились доверенности. Но этого им даже не предложили.

- Что происходит в федерации и нашей легкой атлетике сейчас?

- К сожалению, в офисе федерации забыли, что сама федерация является общественной организацией и что по уставу её члены имеют право на получение всей информации, включая финансовую, о происходящем в федерации.

На сайте федерации до сих пор публикуются «Правила по проведению соревнований», срок действия которых закончился в прошлом году. Новые правила не переведены. Как и по каким правилам проводили зимние соревнования и собираются ли проводить их дальше, непонятно. В своих интервью и ответах генеральный секретарь всё время ссылается на конституцию World Athletics (ИААФ). Но конференция федерации прошла 17 марта, а конституция World Athletics появилась на сайте только 14 мая. То есть у делегатов конференции даже не было возможности сверить, соответствуют ли их действия конституции World Athletics. Конституция Азиатской ассоциации не опубликована до сих пор.

На конференции из уст одного из членов исполкома прозвучало, что раньше деятельность федерации была непрозрачной, что решения принимались единолично, что скрывались данные по финансированию и расходам федерации. Я много лет была членом президиума и могу сказать, что всё это сказанное неправда. Ежегодно перед конференцией тренеров и специалистов выпускался отчёт по 70-80 страниц, который включал в себя анализ состояния лёгкой атлетики, анализ важнейших соревнований сезона, анализ выступлений членов штатной команды, отчёт о работе федерации в прошедшем году, отчёт ревизионной комиссии за прошедший год. Отчёт ревизионной комиссии включал в себя данные, откуда и сколько поступило денег, как и на какие нужды они были потрачены, каковы остатки. Этот годовой отчёт поступал во все областные филиалы федерации, в министерство культуры и спорта, ДШНК и Национальный олимпийский комитет. Как тогда отмечали, Федерация лёгкой атлетики была единственной в Казахстане, которая предоставляла такие отчёты, включая финансовый, в государственные органы и в НОК. Кстати, в ДШНК, НОК и министерство этот отчёт, как правило, просили отнести именно этого члена исполкома.

Каждый четверг проводились тренерские советы, на которых обсуждались вопросы организации соревнований, принимались списки участников УТС, штатной команды, списки участников чемпионатов Азии, мира и так далее. Вёл тренерский совет главный тренер, все решения принимались коллегиально. Генеральный секретарь не имел права решающего голоса.

Практически каждый квартал проводилось заседание президиума. Протоколы тренерского совета или протоколы президиума вывешивались на стенде в офисе федерации и на сайте.

Давайте посмотрим, как обстоят дела сейчас. Усилиями генерального секретаря вся информация о работе федерации считается чуть ли не секретной. Попробуйте найти на ее сайте хоть один протокол заседания тренерского совета, или протокол заседания исполкома, или протокол заседаний дисциплинарной комиссии. Заседания тренерского совета или не проводятся, или носят закрытый характер. Решения исполкома, а их в 2019 году прошло несколько, неизвестны широкой общественности. А ведь там принимались интересные вещи. Например, списки кандидатов на получение грантов. По какому принципу и кем отбирались эти спортсмены и тренеры - неизвестно. Как рассказал тогдашний главный тренер сборной Григорий Егоров, с ним даже не советовались, и узнал он об этом совершенно случайно. Неизвестно, за какие заслуги в этот список попали некоторые спортсмены и тренеры.

Попробуйте найти хоть один опубликованный документ с анализом важнейших соревнований, анализом работы федерации за год. С 2016 года не опубликовано ни одного отчёта главного тренера, старших тренеров по видам. Нет опубликованных отчётов об участии представителей федерации в конгрессах Азиатской ассоциации и World Athletics. Данные вопросы не рассматривались ни на тренерском совете, ни на заседаниях исполкома.

В прошлом году команда Казахстана неудачно выступила на чемпионате Азии в Дохе. Проиграли не только азиатским грандам, но и командам Ирана, Таиланда и Узбекистана. Был ли проведён разбор, анализ случившегося? Нет. Было ли проведено обсуждение, анализ выступления наших атлетов на чемпионате мира в октябре 2019 года? Тоже нет. Обсуждались ли итоги выборов в совет Азиатской ассоциации, где наш кандидат занял последнее место и проиграл таким странам, как Восточный Тимор, Бутан, Непал, Ливан, Йемен? Нет, не обсуждались!

Ведь если бы такой разбор состоялся, тогда генеральному секретарю пришлось бы выслушать немало упрёков в свой адрес. Например, как была неправильно составлена заявка на чемпионат Азии, как не смогли правильно перевести приглашение, в результате оказалось, что должны дополнительно платить немаленькую сумму за питание и размещение команды. Но генеральный секретарь этого не видел, так как улетел после первого дня чемпионата, бросив все дела на главного тренера Григория Егорова, который, как он рассказывал, вместо того чтобы заниматься командой, расхлёбывал эту ситуацию. Если бы было обсуждение итогов чемпионата мира, тогда генеральному секретарю пришлось бы объяснять, почему главный тренер Ерлан Ибраим оказался без необходимой аккредитации, без гостиницы и питания. Пришлось бы объяснять, куда делись выделенные оргкомитетом пропуска на стадион для разминки и почему наши тренеры вынуждены были просить своих узбекских коллег нелегально, рискуя попасться полиции, передавать нашим тренерам свои пропуска, чтобы они могли присутствовать при разминке и тренировке своих учеников. Пришлось бы ответить, как, кем, кому и в каком количестве распределялась полученная спортивная форма от компании «XTEP».

Раз за разом, в интервью, в газетных публикациях, в выступлении на конференции подчеркивается, что федерация к 2016 году была в состоянии развала, что генеральный секретарь усиленно занимается восстановлением «годами разрушаемой лёгкой атлетики». При этом забывают, что Федерация лёгкой атлетики была третьей в Казахстане, после бокса и штанги, по количеству золотых медалей на Олимпийских играх, а после дисквалификации ряда штангистов так и вообще на втором месте. Забывают и тем самым оскорбляют спортсменов и тренеров, которые становились чемпионами Олимпийских игр, чемпионатов мира и Азии, Азиатских игр, включая и меня, и Ольгу Рыпакову, и Дмитрия Карпова, и Григория Егорова, и Игоря Потаповича и многих других. Ведь все эти победы и медали были как раз в период до 2016 года. Забывают, что Федерация лёгкой атлетики была включена министерством культуры и спорта и Национальным олимпийским комитетом в список категории «А», куда вошли всего несколько лучших федераций. При включении в этот список как раз учитывались достижения федерации, победы, медали, наличие структуры, отчётность и т.д. Благодаря этому федерация сейчас получает государственное финансирование по группе «А». Об этом забыли? Кстати, о финансировании. С 2017 года по настоящее время это тайна за семью замками. Я смотрела отчёт ревизионной комиссии, сделавшей аудит. Отчёт почему-то за 2018 год. За 2019 год отчёта нет. Так вот, в отчёте написано, в 2018 году на счёта федерации в нескольких банках поступило 269 миллионов тенге. Было проведено пять мероприятий. Всё!? Практически больше никакой информации. Ни откуда поступили деньги, ни как и на какие цели они были потрачены - в отчёте об этом ни слова. Вот такая степень открытости.

Что касается ситуации в лёгкой атлетике, то в настоящее время в разных регионах всё происходит по-разному. Легкоатлеты приступают к тренировкам. Что-либо более конкретное сказать сложно, всё будет зависеть от ситуации с развитием пандемии.

Возвращаясь к прошедшей конференции, хочу сказать, что в мой адрес поступили письма, звонки от тренеров и специалистов в поддержку моей позиции. Мои коллеги считают, что конференция прошла с нарушениями, были нарушены их права, и они требуют, что я продолжала поднимать этот вопрос.

- Одним из главных моментов той конференции было принятие новой редакции устава. И, как я понял, новую редакцию устава никто ни с кем не согласовывал и не обсуждал. Как вы можете прокомментировать этот момент?

- Сейчас выясняются новые обстоятельства принятия новой редакции устава. Не только в спорте, но и в жизни различных стран принято заранее публиковать проекты конституции (устава), чтобы они могли пройти обсуждение, чтобы в них можно было внести поправки, изменения. В Международной федерации, Азиатской ассоциации это делалось минимум за полгода. Генеральный секретарь нашей федерации посчитал, что двух недель для этого достаточно. Только делегатам был разослан проект новой редакции устава. Времени для обсуждения, особенно в условиях надвигающейся эпидемии, уже не было. На самой конференции новая редакция устава была принята без обсуждения статей. И, что интересно, никого из делегатов даже не предупредили, что тот устав, за который они голосуют, в ряде статей сильно отличается от проекта, который им был разослан.

Самое главное отличие. В проекте устава, разосланном делегатам конференции, статья 15 была в таком виде:

«Статья 15. Высший орган управления – конференция.

15.1. В состав членов конференции входят: президент, первый вице-президент, вице-президенты, учредители/участники федерации, руководители филиалов федерации, а также региональные и местные федерации легкой атлетики и легкой параатлетики».

В уставе, принятом конференцией, из этой статьи исчезли три слова – «руководители филиалов федерации». То есть представители филиалов, а их 11, потеряли право голоса. Так как никто никого не предупредил и голосовали без обсуждения статей, представители филиалов проголосовали за то, чтобы их лишили права голоса. И такие расхождения проекта устава и того, что было опубликовано на сайте федерации, встречается не один раз. А это уже может расцениваться как подлог.

- Насколько мне известно, два вице-президента федерации, заслуженные тренеры Казахской ССР, были лишены своих полномочий с формулировкой «по разным причинам», а на их место выбрали других людей. Общались ли вы с ними после этого? Что они думают обо всей этой ситуации?

- Нет, из этих вице-президентов только один, Алексей Кондрат, является заслуженным тренером РК. Он же является и одним из тех людей, кто стоял у истоков создания федерации в далёком 1992 году. Его на протяжении 25 лет избирали генеральным секретарём и вице-президентом федерации. Он также 14 лет был членом совета, а затем и вице-президентом Азиатской ассоциации. Второй вице-президент был избран только три с половиной года назад и до этого не имел отношения к лёгкой атлетике.

Собственно говоря, все эти прекращения полномочий и перевыборы и были затеяны для того, чтобы убрать Алексея Кондрата. Причина смехотворна: мол, когда в 2016 году избирали вице-президентов, в уставе не были оговорены сроки их полномочий. Те, кто это затеял, забыли, что в декабре 2016 года выборы проходили по действовавшему тогда уставу. А в нём было чётко указано, что президент, вице-президенты, генеральный секретарь и члены президиума избираются на четыре года. Срок полномочий должен был закончиться в декабре 2020-го. Более того, любой юрист скажет, что, даже приняв сейчас новую редакцию устава, она вступает в силу только после утверждения поправок министерством юстиции. Поэтому эти прекращения полномочий и перевыборы неправомочны.

То же самое касается и исключения из состава учредителей федерации. В старой версии устава об этом ничего не говорится. В новой версии говорится, что наряду с другими причинами (неуплата взносов, невыполнение обязательств и т.д.) может быть исключение из числа учредителей в случае «непринятия личного участия на заседаниях конференции федерации более двух раз подряд». То есть исключение пяти человек из состава учредителей было незаконно, так как это положение вступает в силу после его утверждения министерством юстиции, и после этого нужно пропустить две конференции, чего эти пять человек не делали. Это скажет любой первокурсник юридического факультета.

- Нынешний генеральный секретарь Федерации легкой атлетики Казахстана Асхат Сейсембеков сказал, что слова Ольги Шишигиной касательно того инцидента – фейк. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Вместо того чтобы попытаться хотя бы разобраться в том, что я сказала, господин Сейсембеков решил ограничиться хамством и обвинить меня во лжи. При этом не приведя никаких аргументов в защиту своих действий.

- Дабы подытожить наш разговор, каковы, на ваш взгляд, самые действенные пути решения? И что лично вы намерены предпринимать дальше?

- Я надеюсь, что Национальный олимпийский комитет РК, комитет по спорту министерства культуры и спорта РК, которые в основном финансируют федерацию, не оставят без внимания происшедшее. Я думаю, что Международная федерация и Азиатская ассоциация также заинтересованы в том, чтобы в национальных федерациях всё соответствовало уставам, конституциям и положениям Олимпийской хартии.

Спорт сейчас и в мире, и в нашей стране переживает не лучшие времена. Финансовые проблемы, коррупционные скандалы, проблемы допинга - всё это создаёт спорту плохой имидж. И поэтому считаю, что мы не должны давать повод для ухудшения имиджа казахстанской лёгкой атлетики, - подытожила г-жа Шишигина.