Что за странная "эпидемия" поразила сельчан? Местные власти старательно скрывали происшедшее. И вместо того, чтобы после первого же самоубийства забить тревогу, выяснить истинные причины трагедии, постарались сор из избы не выносить. О настоящей "эпидемии" самоубийств мы узнали от нашего читателя, родственники которого живут в одном из сел округа.
Самоубийство – всегда чрезвычайное происшествие. Всегда повод задуматься о том, что же довело человека до столь отчаянного шага. И, согласитесь, когда ученики одной и той же школы, расположенной в небольшом зажиточном поселке, вместо счастливой жизни выбирают смерть – значит что-то в этом поселке явно не в порядке.
Сегодня там ни один ребенок или подросток не выходит за порог дома без специального амулета – оберега от сглаза и порчи, который ему повязывает мать. Люди молятся о том, чтобы беда прошла мимо их ворот. Но вслух говорить об этом, особенно с посторонними, не хотят. Или боятся?
Во всем виноват телевизор?
Наибольший общественный резонанс вызвали самоубийства подростков – шестиклассника и девятиклассника.
И потому мы первым делом отправились в школу, где встретились с директором Раушан Ергашевой.
– Для учителей нашей школы эти трагедии явились настоящим шоком, – говорит она. – Первый погибший, ученик 6-го класса, учился на “отлично” и пользовался среди одноклассников уважением. Но был очень замкнут.
Правда, педагоги отмечают, что мальчик не в первый раз пытался покончить с собой. Прошлым летом он на глазах своей старшей сестры перерезал себе вены на руке. Его успели спасти – перевязали рану и остановили кровотечение. Потом, якобы играя, он накинул себе на шею петлю и чуть было не задохнулся. Третья попытка стала роковой…
Второе самоубийство ученика этой школы повергло учителей в сильнейший стресс. Погибший девятиклассник учился средне, частенько получал тройки, но был веселым парнем, с чувством юмора.
– Мы меньше всего ожидали, что он способен на суицид, – продолжает Раушан Ергашева. – Его семья была материально обеспеченной. Прошлым летом родители купили ему мотороллер, а незадолго до трагедии – музыкальный центр. Ни с кем из учителей подростки не конфликтовали. Я не стану кривить душой и утверждать, что ученики не дерутся друг с другом. Иногда подобные инциденты случаются, но никаких вымогательств у нас нет!
С согласия родителей директор провела собственное расследование смерти подростка. Вместе с его матерью пересмотрели все тетради, изучали содержимое компьютера. Но ничего подозрительного не нашли.
– Сразу после гибели шестиклассника мы в каждом классе провели собрания, на которых предостерегали учащихся от подобных шагов, – продолжает директор. – Потом отдельно приглашали родителей и просили при малейших подозрениях на суицидальные намерения детей сообщать в школу.
Протоколы родительских собраний хранятся в школе – как доказательство того, что воспитательная работа проведена. Кстати, родители покончивших с собой подростков написали расписки в том, что не имеют к школе и педагогам никаких претензий.
Смерть – словно сказка…
В этой школе, как и во многих, есть школьный психолог, задача которого как раз и выявить странные отклонения в поведении школьников, помочь им справиться с проблемами. Но и она ничего не заметила.
– Я работала с обоими детьми, в большей степени с девятиклассником, – вспоминает психолог средней школы поселка Береке Айжан Мырзаханова. – Он был очень веселым мальчишкой. После трагедии с первым учеником я разговаривала с ним, но он воспринял смерть шестиклассника как сказку. Словно этого на самом деле не случилось. Такая реакция свойственна подросткам в переходном периоде. Они относятся к смерти как к эпизоду, за которым вновь будет жизнь. Я видела его накануне смерти. Он был в хорошем настроении, шутил. Даже предположить не могу, что могло толкнуть его на роковой шаг…
Учителя считают, что причиной случившегося стало… телевидение. Фильмы со сценами насилия, боевики и фильмы ужасов. Мол, подростки привыкают к виду крови на экране, а потом их отношение к насилию меняется и в реальной жизни. Они перестают относиться к этому как к негативному явлению.
Но одни и те же программы и фильмы (может, конечно, и не самого лучшего качества) смотрят школьники всей страны. Отчего же телевидение так страшно и избирательно повлияло на подростков именно этого сельского округа? И почему полезли в петлю их более старшие односельчане?
Ответа на эти вопросы у педагогов нет.
В возбуждении уголовных дел отказано
Расследованием всех случаев самоубийства занимались следователи Карасайского РУВД.
– Судебно-медицинские эксперты по всем фактам гибели подростков и юношей однозначно свидетельствуют: это – самоубийства, – утверждает начальник Карасайского РУВД полковник полиции Серик Кудебаев. – Но причины нам так и не удалось выяснить.Возможно, на суицид юношей и подростков толкнули какие-то обстоятельства или всему виной психическое состояние самих погибших. Подобные трагедии часто происходят в осенне-весенний период.
Вряд ли только весенней депрессией можно объяснить пять случаев суицида в сельском округе с населением чуть более 7 тысяч человек. Но иного объяснения у полиции сегодня нет.
– На каждый случай суицида выезжала следственно-оперативная группа, – добавляет заместитель начальника следственного отдела Карасайского РУВД капитан полиции Сунгат Керимбаев. – Нас, конечно, насторожило, что все погибшие использовали один и тот же способ ухода из жизни. Причем двое школьников избрали довольно необычный способ повешения, для которого надо было иметь очень сильную волю и мотивацию, огромное желание уйти из жизни. Ведь каждый из них в любой момент имел возможность прервать жуткий процесс. Странно еще и то, что ни один из самоубийц не оставил предсмертной записки.
В ходе доследственной проверки мы отрабатывали различные версии. Например, не поссорились ли погибшие накануне самоубийства с кем-то из родственников или знакомых? Не послужил ли причиной разрыв с любимой девушкой? Не заставили ли юношей броситься в петлю кредиторы? Не подвергались ли молодые люди издевательствам со стороны своих сверстников или старших односельчан?
По словам полицейских, следователь, оперативники и участковые подробно отработали весь круг общения каждого из погибших, ни одна из версий не подтвердилась.
Тела покойных были направлены на судебно-медицинское исследование, и эксперты во всех случаях пришли к выводу, что молодые люди совершили самоубийство. На трупах патологоанатомы не обнаружили никаких подозрительных следов, синяков или ссадин.
Поэтому в возбуждении уголовных дел по всем фактам суицида отказано.
В петлю заманили сестры?
Однако в неофициальной беседе с сотрудниками полиции мы узнали, что в процессе доследственной проверки им сообщили, будто подростки посещали интернет-сайт самоубийц. Где якобы случайно выжившие самоубийцы во всех подробностях описывали собственные предсмертные ощущения и приглашали желающих повторить их опыт.
Но подтверждения этому следствию обнаружить не удалось.
Была и еще одна версия. По словам жителей Береке, некие сестры-миссионерки одной из сект, ходили по домам, уговаривали подростков вступить в их организацию и даже… предлагали им за это деньги.
Они останавливали на улице возвращающихся из школы подростков, заходили в дома и задавали вопросы вроде: “Готовы ли вы отдать жизнь за Христа так же, как и он отдал свою жизнь за человечество?” или “Знаете ли вы, кто в действительности правит миром?”.
Но доказать причастность сектанток к странным самоубийствам сельчан тоже не удалось.
Искупительные жертвы
Местные власти спохватились только после пятого самоубийства.
В школе села Береке провели собрание жителей, в основном матерей учеников, пригласили представителей духовенства.
Представители отдела образования, акимата и школьный психолог отчитывались перед собравшимися, какие меры были ими приняты, и высказывали свои соображения по поводу причин самоубийств.
Новизной соображения не отличались: выступающие согласились с мнением Раушан Ергашевой о вреде боевиков, ужастиков, компьютерных игр и Интернета.
Вполне ожидаемым было и выступление священнослужителей – они подтвердили слова своих земляков, сказав, что в селе появились подозрительные миссионеры. По мнению имама, сектанты, образно выражаясь, не должны лезть в чужой огород, а довольствоваться своей паствой.
Но все эти рассуждения опять же к разгадке трагической тайны не приводят. Видимых поводов для добровольного ухода из жизни ни у одного из погибших не было.
Комментируя трагические события в Ельтайском сельском округе, заместитель акима Карасайского района Едил Калиев особо подчеркнул тот факт, что все добровольно расставшиеся с жизнью подростки и молодые люди жили в материально обеспеченных семьях. По его словам, в Ельтайском сельском округе фактически нет безработицы, молодежь работает на расположенных поблизости пяти крупных предприятиях, некоторые трудятся в Алматы.
Прошлую пятницу жители трех сел провели в мечети, моля Всевышнего отвратить от них зло. Отслужил службу и православный священник отец Филипп, которого пригласил аким сельского округа.
В селе Береке провели обряд очищения, принеся в жертву барана.
Остановит ли это новые трагедии?
Прокуратура Карасайского района затребовала материалы по каждому случаю суицида для повторной проверки.
Трагическая хроника
Начало цепи трагических инцидентов было положено 4 декабря прошлого года. Тогда 12-летний шестиклассник местной средней школы покончил с собой в доме своих родителей в поселке Береке.
А 16 декабря 2007 года горе пришло в поселок Ельтай, на улицу Абдельды. В родительском доме повесился 19-летний студент-отличник.
Ровно через три месяца после первого самоубийства, 4 марта 2008 года, беда постучалась в дом родителей 15-летнего девятиклассника, проживающих в поселке Береке.
Следом за ними ушли из жизни 28-летний житель села Байбосын и 20-летний уроженец поселка Ельтай. Трагедии произошли одна за другой, 11 и 12 марта текущего года. Правда, последний погибший повесился не у себя дома, а в соседнем районе Алматинской области – Илийском.