Напомним: в редакцию обратились жители Рублевки, которые рассказали, что их коровы внезапно заболели невиданной прежде болезнью. По словам сельчан, болезнь начинается с того, что корова перестает есть, на теле появляются шишки, животное перестает двигаться и практически на глазах превращается в скелет, покрытый шкурой с шишками. Жители Рублевки рассказывали нам, что погибших коров с такими симптомами они самостоятельно сжигают и боятся, что останки, которые не удалось уничтожить, несут угрозу.
На протяжении месяца мы постоянно связывались с Рублевкой. Люди говорили, что “шишкатых” коров, как здесь называют больных животных, становится все больше. Главное, что беспокоит людей, – не известна причина происходящего.
Что же происходит в Рублевке? С этим вопросом мы обратились в управление ветеринарии акимата СКО. Берик Альжанов, заместитель главы управления, в телефонном разговоре так и сказал: “От вас слышу про это впервые….”.
Мы попытались пролить свет на происходящее и задали со страниц газеты несколько простых вопросов начальнику управления ветеринарии СКО Алтынбеку Абдуллаеву: чем в Рублевке болен скот и какими исследованиями подтвержден диагноз? Что стало причиной заражения? Как ветеринары региона помогают людям остановить болезнь скота? Опасна ли она для людей?
Ответ мы получили, но как будто не на наши вопросы.
Нас проинформировали, что “согласно стратегии по борьбе с нодулярным дерматитом Северо-Казахстанская область относится к защитной зоне, где проводится заблаговременная профилактическая вакцинация против нодулярного дерматита крупного рогатого скота. Мы боимся за себя и животных - жители села в СКО рассказали о невиданной болезни
В области проводится вакцинация крупного рогатого скота: уже провакцинировано 98 тысяч голов. Запланировано еще провакцинировать 272 тысячи голов”.
Также нас просветили, что “при вакцинации используется живая аттенуированная вакцина. По данным ученых-ветеринаров у 10 процентов вакцинированных животных наблюдают местные реакции, выражающиеся в образовании узелков и припухлостей, которые исчезают в течение 2–3 недель”.
Еще в ответе утверждалось: “С владельцами животных проведены разъяснительные работы по соблюдению ветеринарно-санитарных правил и правил содержания животных. Эпизоотическая ситуация находится на постоянном контроле у ветеринарной службы Северо-Казахстанской области”.
Через официальный запрос
Ничего не поняв, мы повторно постучались в двери управления ветеринарии акимата СКО, теперь уже с официальным журналистским запросом. Вот наши вопросы, заданные уже вторично:
1. Чем в Рублевке болен скот и какими исследованиями подтвержден диагноз?
2. Что стало причиной заражения?
3. Какие меры приняты ветеринарной службой региона для лечения больного скота и что делается для предотвращения инфицирования здорового скота именно в Рублевке?
4. Опасно ли данное заболевание для людей?
А вот и полученный ответ. Выходит, уже второй на одни и те же вопросы:
“На сегодняшний день в личных подсобных хозяйствах с. Рублевка содержится 250 голов крупного рогатого скота. В августе 2018 года взяты пробы у 16 голов с клиническими признаками на нодулярный дерматит для исследования в лаборатории. Все пробы дали отрицательный результат.
В рамках проведения осенних ветеринарно-профилактических мероприятий проведена вакцинация против нодулярного дерматита всего поголовья крупного рогатого скота.
Следует отметить, что после проведения вакцинации животных против нодулярного дерматита имелись единичные случаи поствакцинальных осложнений, так как для вакцинации использовалась живая аттеуированная вакцина. Всем животным с осложнениями ветеринарными специалистами оказана соответствующая помощь.
По данным ученых-ветеринаров у 10 процентов вакцинированных животных наблюдают местные реакции, выражающиеся в образовании узелков и припухлостей, которые исчезают в течение 2–3 недель.
С владельцами животных проведены разъяснительные работы по соблюдению ветеринарно-санитарных правил содержания животных. На данный момент ситуация находится под постоянным конролем ветеринарной службы района.
Данное заболевание сельскохозяйственных животных не представляет опасности для людей”, – утверждает в официальном ответе руководитель управления ветеринарии СКО Алтынбек Абдуллаев. Рублевка: скот гибнет на глазах
Прививок не было?
– У нас никто до этого не делал прививок! Только позавчера поставили! – восклицает Юргита Саронова, владелица десяти голов крупного рогатого скота, ознакомившись с ответом г-на Абдуллаева.
По ее словам, болезнь не отступает. По-прежнему никто не может выяснить, от чего гибнет скот. Наша собеседница говорит, что вскрытие погибших животных показывает, что все органы воспалены.
По Рублевке ходит молва, что ветеринары говорят людям, что никто не знает, что это за болезнь. Она якобы периодически вспыхивает в регионе. По слухам, эта невиданная прежде хворь появилась после того, как в регион стали завозить забугорный скот.
Но это все лишь слухи, версии, домыслы. Развеять их может только официально подтвержденный исследованиями диагноз.
Продолжая расследование, “КАРАВАН” обратился с официальным запросом к прокурору Северо-Казахстанской области Беріку Асылову. Мы просим сообщить:
1. Сколько скота заражено в Рублевке, сколько погибло?
2. Установлен ли диагноз, чем он подтверждается?
3. Проводились ли проверки оказания ветеринарной помощи населению, выявлены ли нарушения?
4. Проводились ли проверки соблюдения правил и норм захоронения погибшего от болезни скота?
СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ