Споры вокруг строительства Коксарая велись несколько лет. В 2005 году проект был вроде бы окончательно заморожен, причем никаких объяснений такому решению официальные круги не давали.
И вот в 2008 году Президент однозначно распорядился - Коксараю быть.
Его строительство должно начаться уже в третьем квартале этого года, и правительство выделило 1 млрд. тенге на завершение проектно-сметной документации, а также дало месяц на всевозможные согласования всех заинтересованных сторон.
В целом, предполагается реализовывать проект 2001 года. Как сообщил председатель комитета по водным ресурсам Анатолий Рябцев, технико-экономическое обоснование, выполненное тогда, отвечает всем техническим и эксплуатационным требованиям. Принципиально менять его нет необходимости - считает главный водник страны.
Единственный недостаток: вся сметная стоимость выполнена в расценках 2001 года (тогда проект оценивался в 220 млн. долларов). Поэтому теперь стоимость придется уточнять. В разработке также и формы и условия строительства Коксарая.
Однако как бы то ни было, рентабельность контррегулятора обещает превысить все капиталовложения. Особенно, если учесть миллионы и миллиарды, ежегодно выделяемые на устранения последствий зимних потопов и летней засухи.
Только в этом году в Южно-Казахстанской области на укрепление плотин и дамб по руслу реки Сырдарьи было израсходовано 500 млн. тенге.
Еще раз отметим, что катастрофическое паводковое наводнение в Южном Казахстане в феврале этого года, принесшее ущерб в 17 млрд. тенге, по сути, не имело никакого отношения к Шардара-Сырдарьинскому гидробассейну, решать проблемы которого и предназначен Коксарай.
От подобных паводковых наводнений (которые, кстати, чрезвычайно редки -здесь их вообще не припомнят), обезопаситься можно лишь тем, что строить более крепкие дома, сооружать гидросбросные каналы и арыки вокруг поселков и т.п. В общем, устранять эту потенциальную опасность локальными, тактическими методами.
И все же, что такое Коксарай?
Контррегулятор будет сделан в Арысском районе, в долине реки Сырдарьи между Шардаринским водохранилищем и местом впадения сырдарьинского притока - реки Арысь. Здесь расположена естественная низменность. Однако проект предполагает возведение примерно 20 км дамбы, за счет которой образуется рукотворное озеро объем порядка 3 млрд. кубометров.
В зимний период контррегулятор планируется заполнять с помощью насосных станций, летом - опорожнять практически до нуля путем естественного стока.
Главная цель Коксарая - создать на Сырдарье своего рода запасной резервуар для хранения избытков воды. Ведь зимой, в период половодья, Казахстану приходиться буквально упрашивать соседей из Узбекистана сбросить в Арнасайскую низменность (расположенную на территории РУ) до 3 млрд. кубов воды. Но даже после этого южные регионы Казахстана оказываются под угрозой наводнения.
Строительство Коксарая позволяет устранить целый ряд проблем.
Во-первых, значительно увеличить попуски воды через Сырдарью в зимний период, без угрозы наводнения. Благодаря этому появляется возможность увеличивать мощности выработки электроэнергии на Шардаринской ГЭС.
До этого здесь традиционно вынуждены были сокращать выработку электричества с декабря по февраль в связи с ограничениями попусков воды.
Во-вторых, в Южном Казахстане появляются собственные запасы поливной воды, острейший дефицит которой в 2008 году ощущается уже с апреля. Имеются мнения, что Коксарай сыграет положительную роль и в деле спасении Арала, однако эта тема не является приоритетом данного проекта.
Не исключено также и промысловое использование Коксарайского контррегулятора - озеро можно зарыбить. Хотя в этом случае проект должен предусматривать возможность сохранения водного минимума в озере во время летнего периода (напомним, первоначальный проект предполагает максимальное использование воды в летнее время до полного осушения Коксарая).
Естественно, проект должен отвечать всем необходимым экспертизам, в том числе экологической.
Кстати, противники проекта среди главных негативов указывают наличие могильников и вредных техногенных захоронений на территории будущего озера. Однако эту проблему можно решить техническим путем, хотя и потребуются дополнительные средства.
Отметим, что наиболее ярыми противниками Коксарайского контррегулятора оказались представители Кзылординской области. Здесь, как известно даже депутаты выступили с обращением к Президенту, а представители акима Кзылординской области опубликовали в СМИ ряд критических материалов о проекте Коксарая.
Между прочим, депутаты Южно-Казахстанской области и акимат ЮКО проявили единодушную поддержку проекта (во всяком случае, противники до сих пор не обозначились).
В кулуарах южно-казахстанские депутаты областного маслихата достаточно однозначно прокомментировали "критику кзылординцев":
- Кзылорда уже просто как на игле сидит на субсидиях, ежегодно выделяемых для устранения последствий зимних наводнений от Сырдарьи. У них там топит на копейку, а помощи получают на миллионы. Вот им и выгодны эти проблемы. И они категорически против Коксарая, который полностью перекроет им эту "жилу".