Что такое гражданское общество?

Международный Институт современной политики (МИСП) представил общественности проект концепции развития гражданского общества в республике до 2011 года и план мероприятий по реализации проекта Указа президента "Об одобрении концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы."
Генеральный директор МИСП Бектас Мухамеджанов призвал представителей НПО и политических партий активно обсуждать документ и вносить свои предложения, чтобы к июню этого года представить на рассмотрение Госкомиссии по демократизации новый проект концепции, с учетом доработок.
Уже на данном этапе концепция представляет собой довольно обширный документ, детализирующий ряд понятий в сфере развития общественных процессов в Казахстане.
Так дается, кажется, впервые в отечественной практике, понятие гражданского общества, его функций и структуры.
Под гражданским понимается общество, в котором обеспечены условия для самоорганизации населения в целях защиты своих прав, свобод и интересов, решения широкого спектра материальных и духовных потребностей, обеспечения гражданского участия в системе государственного управления, принятия государственных решений.
В таком обществе главным действующим лицом и субъектом общественных процессов выступает человек со всей системой его потребностей, интересов и ценностей. Исходя из казахстанского опыта развития общественно-политических процессов, стоит обратить внимание на такую цитату: "Общество становится гражданским лишь на определенной стадии демократического развития".
К институтам гражданского общества концепция относит политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации, творческие и научные союзы и объединения, а также неправительственные организации. Это, кстати, вызвало замечания у представителей некоторых НПО: такая трактовка относит к гражданскому обществу лишь официально зарегистрированные организации, а ведь оно состоит и из незарегистрированных, и из инициативных групп.
Что же даст реализация этой концепции, как будет по мысли ее авторов выглядеть модель гражданского общества в Казахстане? Прежде всего, должно быть достигнуто обеспечение прав и удовлетворение интересов различных групп населения и отдельных граждан; повыситься уровень гражданской образованности и активности; сократиться функции государства, которые частично передадутся институтам гражданского общества.
Вот здесь представители НПО прореагировали совсем иначе: последняя цель была очень горячо поддержана ими в ходе обсуждения концепции на круглом столе в МИСП. Однако намерение государства делегировать неправительственному сектору ряд своих социальных функций нужно прописать в концепции более конкретно.
Не нравится представителям НПО положение об уполномоченном государственном органе, который будет работать с уполномоченным же партнером в гражданском секторе.
- Когда речь идет об уполномоченных, это всегда несколько настораживает: кто будет уполномочивать, по каким критериям будут госорганы выбирать "уполномоченного гражданского партнера"? В этом чувствуется стремление контролировать гражданский сектор, - так прокомментировала некоторые положения концепции представитель Института сотрудничества в целях развития Инесса Франц.
Эксперты НПО предлагают дать в концепции четкое определение функций каждого сектора: государственного, коммерческого и некоммерческого. Функции последнего могут определяться как реализация прав граждан и мониторинг за деятельность граждан. Кроме того, нужно более подробно расписать механизм контроля организациями гражданского общества государства - этот принцип продекларирован в проекте концепции, и встречен "на ура", но необходима детализация.
Очень важно, что отдельной главой в проекте документа обозначена необходимость развития системы местного самоуправления. Она - один из базовых элементов гражданского общества.
"После достижения Казахстаном экономической стабилизации и устойчивого экономического роста развитие системы местного самоуправления становится реальным и необходимым шагом", - и в связи с этим необходимы следующие шаги: принятие Закона Республики Казахстан "О местном самоуправлении", где должны быть закреплены интересы гражданского общества и перспективные цели его развития.
Определение финансовой самостоятельности органов местного самоуправления и обеспечение прозрачности и доступности местных бюджетов для населения.
На законодательном уровне нужно разграничить полномочия между уровнями государственного управления, а также органами местного самоуправления, определить порядок передачи объектов государственной собственности в собственность органов местного самоуправления.
При этом должен осуществляться учет позиции органов местного самоуправления в разработке экономической политики региона.

Автор: Ilham Valiyev