Что “съел” кризис?

Однако все изменил разразившийся кризис.

По словам заместителя директора Центра анализа общественных проблем Каната БЕРЕНТАЕВА, если брать отрезок времени с 1999 по 2009 год, то начало и конец этого срока характеризовались девальвацией тенге:

– В 1999 году девальвация хотя и была принята с опозданием на один год, но сыграла свою положительную роль. С 2000 года начался подъем экономики, который мы наблюдали вплоть до 2007 года. От нынешней девальвации в первую очередь выиграли экспортоориентированные отрасли. Чего не скажешь о тенговых вкладчиках, ипотечниках, банках, которые занимали деньги в долларах, но внутри страны работали с тенговой массой.

Кроме того, по словам экономиста, за все эти годы не была начата работа по восстановлению системы стратегического развития.

– Были отдельные попытки внедрения стратегии индустриально-инновационного развития, жилищной программы, развития сельских территорий. И можно было подойти с хорошими показателями к идее качественной модернизации экономики. Но вместо этого мы занялись прорывными проектами.

Впрочем, по словам Каната Берентаева, есть и позитивные сдвиги:

– Один из таких моментов – строительство газопровода из Туркмении через Узбекистан и Казахстан в Китай. Это позволит нам в будущем самостоятельно качать газ с запада на восток.

Другой положительный момент – создание Таможенного союза трех стран – Казахстана, России и Беларуси. Это уже реальный шаг к интеграции, который приведет к созданию единого экономического пространства уже к 2012 году.

Третий позитив – антикризисная программа, которая сняла социальную остроту проблемы безработицы, создав дополнительное количество рабочих мест.

Единственное, мне бы хотелось отметить, что пока не произойдет создание системы стратегического управления, мы будем иметь слабое и безынициативное правительство. Вспомните, даже “Дорожную карту” Кабмин принял после поручения Президента, антикризисную программу – тоже. Поэтому нам вообще необходимо подумать: а может, упразднить такой институт правительства?

Деньги перестанут иметь значение?

Что касается прогнозов на 2010 год, то сложно прогнозировать что-либо, потому что будущее может развиваться в двух направлениях. То есть может быть либо стагнация, либо переход на новую траекторию развития в экономике.

Доллар США еще в течение нескольких лет сохранит роль мировой резервной валюты. Но в связи с введением амеро и динара, а позже – и единой валюты на территории Евразийского экономического пространства произойдет изменение роли доллара и его девальвация.

Я думаю, в ближайшем будущем будут пересмотрены функция и роль денег. Пока эти вопросы не решены, мировую экономику будет трясти.

Жанар КАНАФИНА