Красный чулок от Санта-Клауса с заветным сюрпризом и песенка “Тихая ночь, святая ночь...” для серьезной не по годам Елены Мойсерт кажутся уже сегодня слишком детскими. Пятнадцатилетней дочери переселенца из Казахстана, как и подросткам во всем мире, хочется поскорее стать взрослой. И подарки получать взрослые.
Елена мечтает о собственном мотоцикле к первому своему студенческому Рождеству – и ради этого откладывает свои карманные деньги.
Что при этом примечательно: не проработав ни дня, ребенок в Германии даже на такую дорогую “игрушку” при правильном отношении к деньгам кое-что подсобрать сумеет.
Семейная финансовая политика и дети – для немцев проблема не только экономическая, но и этическая. Здесь то и дело возникают конфликты, получающие шумное освещение в СМИ. Не так давно, к примеру, сверстник Лены Мойсерт, бывший алматинец Борис, пригрозил судом... собственным родителям, работающим на стройке под Дортмундом. Основанием для иска явился отцовский отказ выдавать 150 евро каждый месяц. Те самые полторы сотни, что доплачивает этой семье государство за ребенка, неправильно понимающего некоторые немецкие законы. В частности, параграф 110 BGB о “Германском гражданском уложении”. Смысл его диспозиции предельно популярно изложен в книжке-картинке для маленьких:
– До семи лет у меня была свинка-копилка. Каждую неделю я откладывал туда по 50 центов, которые получал от мамы. Но тогда я не имел никакого права что-нибудь покупать самостоятельно. Потом мы с другом стали бегать за жвачкой и “киндерсюрпризами”. Но только с разрешения родителей...
Когда мне исполнилось девять, я захотел наручные часы с Микки-Маусом. Но дядя Ахмед из соседней лавки без папы мне их так и не продал....
Предусмотрительно поступил торговец Ахмед, следует заметить. Ведь в немецких судах хватает исков от родителей, с несовершеннолетними детьми которых алчные коммерсанты заключили сделку купли-продажи. Чтобы потом... стопроцентно проиграть процесс. Ибо с ограниченно дееспособным клиентом, то есть ребенком, согласно именно параграфу 110 BGB, никакой самостоятельный бизнес в Германии невозможен.
Целая сфера экономики, связанная с “детскими деньгами”, разрослась в мощнейшем государстве ЕС до очень внушительных размеров. Как отмечают информационные агентства, суммарный объем денег, выделяемых немецким детям на разного рода покупки, неуклонно возрастает и давно уже перевалил за шесть миллиардов евро. Редкий ребенок здесь не получает раз в неделю или месяц от родителей ту или иную сумму на собственные расходы. Но далеко не все, подобно Лене Мойсерт, способны разумно карманными деньгами распорядиться. Что иногда приводит к подлинным трагедиям.
Был случай, когда подросток в Гамбурге выпрыгнул с верхнего этажа высотки, узнав, что на его сотовый телефон пришел счет в 1750 евро за разговоры с таиландской фирмой по оказанию секс-услуг.
“Приятели искалечили одноклассника за невозврат сорока евро, взятых у них взаймы!”, “Каждый десятый подросток Германии – хронический должник”... – бросались не так давно в глаза аршинные заголовки на первых полосах германских газет. Проблема назревала. И это оказался тот самый случай, когда “несчастье общенационального масштаба” (определение экс-главы федерального министерства юстиции ФРГ Герты Дойблин-Гмелин) помогло довольно счастливо распорядиться “важнейшим и мощнейшим воспитательным инструментом, формирующим самодостаточного, удачливого члена взрослого общества, заблаговременно обученного обращаться с настоящими деньгами и привыкшего с малолетства соблюдать общественный договор” – это уже формулировка профессора Клауса Хуррельманна, виднейшего немецкого детского психолога. Именно он совместно с министерством юстиции призвал всех взрослых обратить самое серьезное внимание на детскую “денежную мелочовку”.
Отличие немецкой социальной системы в том и заключается, что она умеет делать оперативные выводы из собственных ошибок. Уже вскоре во Франкфурте-на-Майне был запущен молодежный “сайт доверия”. Который в режиме онлайн стал выдавать рецепты на все самые неприятные финансовые случаи подростковой жизни. Для младшеклассников, тратящих карманные деньги чаще всего на комиксы и компьютерные “стрелялки”, книжные магазины и Интернет начали бесплатно предлагать забавные картинки с предельно просто изложенными “финансовыми советами”. Часть из них уже была приведена выше.
Ну а влиятельнейшая общественная организация Союз защиты детей настоятельно порекомендовала придерживаться следующих правил: “Детишкам до пяти лет не выдавать более одного евро в неделю! От шести до девяти – евро три, не более. С десяти лет переходите на ежемесячную выплату. Двенадцатилетним будет достаточно 15 евро. Через два года выдавайте уже 20. Шестнадцатилетний заслуживает 30 евро в месяц. Семнадцатилетний – от 40 до 50...
...Даже если вы очень богаты, не губите ребенка и выдавайте ему примерно столько же, сколько получают соседи по школьной скамье! Иначе не избежать отчуждения и злобной зависти среди ровесников.
Вашему ребенку уже семь? Откройте для него собственный счет! Пусть узнает, что такое банк и как обращаться с пластиковой карточкой...”.
Не исключено, что именно эта “таблица пожеланий”, а также ежемесячные 154 евро, 27 (!) лет подряд выплачиваемые немецкой казной за первого ребенка (последующие оцениваются значительно выше), и привели знакомого “казахендойче” из Дортмунда к затяжному семейному конфликту.
На самом же деле выдача карманных денег детям в Германии хотя и поставлена теперь чуть ли не на научную основу, но по-прежнему является делом сугубо добровольным. А вот после 18 лет свои 154 “детских” евро подросток уже может получать и сам. А в случае продолжения учебы в вузе отпрыск вправе потребовать от родителей определенную долю семейного бюджета в свой карман. Но это если у “предков” достаточно высокий трудовой доход, а не пособие по безработице.
Дортмунд – Аугсбург