“КАРАВАНУ” стало известно, что некоторые предприниматели, которые продают китайские товары в США, начали активно интересоваться открытием совместных предприятий в нашей стране.
С момента одной из самых показательных торговых войн в истории – опиумной - минуло более 150 лет. Поводом стал перекос торгового баланса между Великобританией и Китаем, который вел политику ограждения империи от иностранного влияния.
Товаром, который пользовался в Поднебесной спросом и мог выравнять этот самый баланс, принося англичанам огромную прибыль, был опиум.
Контрабанда опиума продолжалась несколько десятилетий, пока в 1830-х годах Китай жесткими мерами не положил ей конец: император закрыл рынок страны от наркотиков всем коммерсантам и контрабандистам из Англии и Индии, что привело к объявлению Великобританией в апреле 1840 года войны империи Великая Цин.
Войн было две, длились они 20 лет, с перерывами. И вылились они Китаю в огромные убытки, потерю Гонконга, крупных портов и других территорий.
Сегодня мы становимся свидетелями зарождающейся крупной торговой войны Китая и США. Кстати, в опиумных войнах президент США поддерживал действия Лондона. Но кто старое помянет, тому глаз вон…
Сегодня страсти разгораются между крупнейшими экономиками мира. И эта торговая война, как отмечается экспертами, может войти в тройку самых крупных.
Пока цена вопроса в совокупности с обеих сторон – 100 миллиардов долларов. Немало, учитывая, что, по итогам 2017 года, товарооборот между Китаем и США составил около 600 миллиардов долларов. На днях был опубликован список китайских товаров на 45 страницах, куда вошли 1 300 наименований самой разной продукции, которая будет облагаться налогом в 25 процентов, и сделает бизнес на них нерентабельным. Поводом стало якобы нарушение Пекином интеллектуальных прав на продукцию из США. Наши экспортные доходы снизятся - к чему приведет торговая война США и Китая
В ответ на эти меры Китай ввел зеркальные 25-процентные ввозные пошлины на 659 видов товаров из США. Министерство коммерции КНР аннулирует все достигнутые ранее договоренности с США по торговым вопросам.
Пошлины на часть товаров объемом в 34 миллиарда долларов, включая сельскохозяйственную продукцию и автомобили, будут введены 6 июля. Дату введения пошлин на вторую часть товаров, оказавшихся в списке, объявят позже.
И это только начало.
Казахстанские сотки, стиралки и планшеты…
Огромная армия предпринимателей самого разного уровня, которые делали бизнес между США и Китаем, сейчас ищут пути-лазейки, для того чтобы остаться на плаву. На днях один давний знакомый, о котором мой муж не слышал с момента окончания вуза, внезапно позвонил ему и целый час интересовался Казахстаном.
Выяснилось, что он уже много лет продает в США китайскую технику и с введением 25-процентной пошлины его товар становится просто нерентабельным. Вот и мелькнула у него идея перетащить линию по сбору в нашу страну.
А что? Слышал, что у нас и условия для бизнеса супер, и китайские партнеры давно приглядываются к рынку. А есть еще международные ворота “Хоргос”, где можно разместиться весьма удобно. Почему бы не открыть СП: дескать, будешь получать свой процент за возможность клепать на продукцию лейбл “made in Kazakhstan” и продавать в США. Покупатели есть, ниша отработана за годы.
Ох, так глядишь, мы скоро станем крупнейшей индустриальной державой, экспортирующей продукцию на миллиарды, пошутила я. Но огромному количеству людей, которые завязаны на торговле через Тихий океан, сейчас совсем не до шуток. Они прокручивают в голове разные варианты выхода из кризиса.
Их конкретно интересуют налоговые условия, логистика, стоимость рабочей силы на приграничных с Китаем территориях. Россия в данном случае – не лучший вариант. Там своих санкций предостаточно. А вот многовекторный дружелюбный Казахстан – другое дело… Чем может обернуться торговая война между Китаем и США: крупный вооруженный конфликт и "парад девальваций"
Что это будет? Отверточное производство или просто переклеивание наклеек? Какими путями пойдут бизнесмены, пока остается только гадать. Но известен список товаров, которые становится невыгодно продавать китайским производителям. Под дополнительное налогообложение попала продукция аэрокосмической, информационной и коммуникационной отраслей, а также робототехники, машиностроения, судостроения, фармацевтики, имеющая отношение к разработке и производству современного железнодорожного оборудования, транспортных средств, работающих на альтернативных источниках энергии, а еще электрогенерирующее оборудование, сельскохозяйственная техника, стиральные машинки, телевизоры, сотовые телефоны, планшеты и прочая бытовая техника…
Возможно, задвигается еще активнее крупный бизнес. Но и без того последние годы интерес Китая в Казахстане растет как на дрожжах. Валовой приток прямых иностранных инвестиций, по итогам 2017 года, увеличился на 36,8 миллиона долларов, составив 998,7 миллиона против 961,9 миллиона долларов годом ранее. В общей сложности обязательства Казахстана перед китайскими инвесторами составляли в 2017 году 15,8 миллиарда долларов, что на 4,5 процента больше, чем годом ранее. В этом году после встречи глав государств рынок инвестиций стал еще более активен.
Стоит ли шутить с минфином США?
Какую роль в торговой войне крупнейших экономик мира могут сыграть наше геополитическое положение и 1 660 километров общей границы с КНР? Мнения экспертов разделились.
Китаевед Константин СЫРОЕЖКИН считает, что в этой битве титанов мы уж точно никакой особой роли не сыграем.
Действительно, давайте взглянем на цифры. В 2017 году товарооборот между Казахстаном и Китаем составил 10,5 миллиарда долларов. Между РК и США – едва дотягивает до 2 миллиардов долларов. При этом Казахстан продает продукции всего на 150 миллионов. Из года в год эта цифра меняется, но не сильно. В основном Америка покупает уран, тантал, губчатый титан, серу, кремний, запчасти для двигателей внутреннего сгорания. Идут мелкие поставки арматуры, меда, резиновых труб, магния, цистерн, бочек, канистр из черного металла и осевых вентиляторов. Появление в этом списке не свойственных нам товаров на экспорт явно не останется незамеченным.
Экономист Магбат СПАНОВ считает, что шутить с американским министерством финансов в здравом уме никто не будет, а становиться площадкой для реэкспорта небезопасно. И тем, кто ожидает экономического чуда от прихода иностранных инвесторов, тоже не стоит обольщаться.
– Надеяться на иностранные инвестиции – это путь в никуда. Китайский бизнес и так у нас крупно представлен. В прошлом году я ездил в пресс-тур в КНР в рамках идеи по переносу их предприятий в Казахстан, посмотрел, что и как. Некоторые предприятия, конечно, за уши притянуты. Но деньги вкладываются в стратегические области, инвестиций привлечено достаточно, и больше не надо. Понятно, что чиновники их приветствуют, а о том, что нужно создавать внутри собственные кредитные ресурсы и производство, у нас мало думают.
Что касается реэкспорта, то тут ситуация такая. Вот, например, санкционные товары, которые идут в Россию через Казахстан и Беларусь. Эти же потоки постоянно перекрываются, и те предприятия, которые рискнут поставлять китайские товары через нашу страну, попадут под десницу минфина США. А что это значит? Китай не собирается менять отношения с Казахстаном - казахстанский эксперт
Фактически ты не сможешь работать на внешнем рынке. Это всё рано или поздно откроется. Мало не покажется.
Понятно, что какие-то разовые частные покупки бизнеса могут быть. Но официально государство никогда не пойдет на это. Когда приходят инвестиции, то частенько предприятие регистрируется в Казахстане, но управление полностью иностранное. Но даже в этом случае американские интересы будут четко отслеживаться. Если уровень активности будет превышен, то примут меры.
Минфин США – это могущественная организация, которая может ввести санкции против кого угодно.
Наши очень осторожны и не будут лезть на рожон… Поэтому экономическое чудо надо ковать своими руками на своем производстве в своей стране.
Алматы