Что происходит в казахстанских ЦОНах

Об этом сообщает медиа-портал Caravan.kz.

С начала года Ситцентром выявлено порядка 300 нарушений бизнес-процесса оказания госуслуг, работы сектора самообслуживания, Мобильного ЦОН, графика рабочего времени. По всем нарушениям приняты меры и выработаны рекомендации по устранению причин их совершения.

В результате мониторинга выездов Мобильных ЦОН количество нарушений в 2017 году (выезд вне графика или без установки GPS-датчика) по сравнению с 2014-2015 годами сократилось почти в 2 раза. Сейчас такие  GPS-датчики установлены на автомашинах Департаментов земельного кадастра, которые выходят для проведения изыскательских работ, и Ситцентр также отслеживает передвижение автотранспорта.

Благодаря Ситцентру, оперативно решаются вопросы устранения сбоя информационных систем и канала связи, как на региональном, так и центральном уровне. Так оперативно решаются вопросы с РГП «ИПЦ» МВД, Комитетом административной полиции, АО «НИТ»,  АО «Казактелеком» и АО «Национальная компания «KAZSATNET». 

Касательно затрат на содержание  и эффективности работы Ситцентра, следует сказать, что 15 сотрудников мониторят и координируют в оперативном порядке работу более 300 фронт-офисов Государственной корпорации, расходы на VPN-канал несет Министерство информации и коммуникаций, на канал видеонаблюдения – Государственная корпорация. 

В соответствии с графиком проведения антикоррупционного мониторинга  в филиалах Государственной корпорации проведено 17 комплексных проверок, по результатам которых привлечены к дисциплинарной ответственности 22 работника руководящего состава филиалов.

На постоянной основе проводятся ВКС-совещания по вопросам противодействия коррупции. С партией «Нұр Отан» и правоохранительными органами в филиалах Государственной корпорации проведено около 2 000 мероприятий по вопросам противодействия коррупции.

В областях и городах Астана, Алматы введены штатные единицы уполномоченных по внутренней безопасности с непосредственным подчинением аппарату Правления. 

В Государственной корпорации установлен «телефон доверия». За год по «телефону доверия» поступило более 1 000 звонков – в основном по вопросам общего характера. По всем обращениям даны консультации, по 12 жалобам проведены проверки и к виновным лицам были приняты меры дисциплинарного характера.

Для искоренения коррупционных рисков в сфере ведения земельного кадастра прорабатывается вопрос передачи приема документов по 16-ти коммерческим услугам в центры обслуживания населения и мониторинга данного процесса через информационную систему ЦОН.  Также разрабатываются предложения по автоматизации и оптимизации процессов оказания госуслуг с передачей их на рассмотрение МВК.

Для проактивного оказания Государственной корпорацией было предложено около 10 услуг. Это услуги в сфере регистрации актов гражданского состояния (регистрация установления отцовства на основании решения суда, регистрация усыновления, регистрация расторжения брака на основании решения суда, регистрация смерти), в сфере социального обеспечения, налогового учета и др.

    Например, предлагалось проактивно оказывать все услуги, связанные с изменением установочных данных. Например, гражданин изменил фамилию и во всех информационных системах без обращения лица были изменены его данные – фамилия как владельца недвижимости, как учредителя юридического лица, как лицензиата и т.д. Здесь оказание одной услуги автоматически приводит к оказанию других нескольких услуг без последующего обращения гражданина за их оказанием.           

В настоящее время готовится к запуску проект нового поколения «Е-ЦОН».

Государственной корпорацией разрабатывается проект по внедрению виртуальных консультантов, идентификации личности по биометрическим параметрам. Запущен пилотный проект по получению государственных услуг посредством короткого номера 1414. В рамках данного проекта имеется возможность получить 7 наиболее востребованных государственных услуг на электронный адрес, указанный в личном кабинете услугополучателя.

За три квартала 2017 года в Государственную корпорацию поступило порядка 900 обращений, из которых около 500 являются жалобами. Это примерно 2 жалобы в день на  49 филиалов или 749 районных и городских подразделений филиалов. Подтверждено около 10% жалоб от общего количества обращений.

Основная часть обращений приходится на вопросы оформления земельных участков и работы фронт-офисов. По ним подтверждается до 8% от общего количества обращений.   

Совместно с рядом государственных органов (МЮ, МВД, МТСЗН, ГП) планируется реализация проекта «Услуга без справок» (Paper free).

Данный проект  направлен на исключение истребования наиболее востребованных электронных справок у граждан.

Так, анализ работы Государственной корпорации показал, что за 2016 год оказано более 37 млн. государственных услуг, из которых более 23 млн. или 65% составляют электронные справки.

При этом,  наибольшее количество приходится на 5 справок (более 95% всех электронных справок):

  1. адресная справка –15 млн.
  1. об отсутствии недвижимости – 2,6 млн.
  2. о зарегистрированных правах – 2,5 млн.
  3. о пенсионных отчислениях – 2 млн.
  4. об отсутствии (наличии) судимости – 1,4 млн.

В этой связи, на веб-портале электронного правительства до конца текущего года будет реализован специальный механизм получение персональных данных  третьими лицами (банки, организации и т.д.).

Обязательным условием будет получение посредством sms-уведомления разрешения гражданина на которого требуется справка.

Кроме того, по проектам «Цифрового Казахстана» планируется реализовать мероприятия по интеграции информационных систем заинтересованных государственных органов.

Принимаются меры по исключению альтернативности по услугам, оказываемым через Госкорпорацию либо веб-портал «электронного правительства».

На сегодняшний день сохранение альтернативного оказания государственных услуг, особенно местными исполнительными органами, снижает эффективность реализации принципа «одного окна», сохраняет коррупционные риски, вызванные наличием прямого контакта с услугополучателем.

Кроме того, в рамках продвижения электронных услуг будет сокращаться альтернатива между услугами оказываемыми через Госкорпорацию и веб-портал «электронного правительства» (для граждан не имеющих доступа к сети Интернет доступ обеспечивается через сектора самообслуживания Госкорпорации).

Вместе с тем, есть госуслуги не подлежащие передаче в Госкорпорацию, из-за своей специфики либо ухудшения условий их получения для граждан (к примеру, оказываются загранучреждениями, погранслужбой и т.д.)

Например:

  • регистрация актов гражданского состояния граждан Республики Казахстан за рубежом (МИД);
  • Выдача листа о временной нетрудоспособности с медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь (МЗСР).

До конца т.г. по итогам работы МВК еще 48 услуг после внесения изменений в стандарты будут оказываться на безальтернативной основе только через Госкорпорацию.

В Послании народу Казахстана Глава государства поставил задачу по реализации третьей модернизации, отметив необходимость кардинальных реформ, в том числе в сфере государственных услуг.

Министерству совместно с заинтересованными государственными органами поручено провести максимальную оптимизацию процессов оказания государственных услуг, в том числе путем их перевода в электронный формат.

В рамках проекта Государственной программы «Цифровой Казахстан»  одним из направлений реализации программы является «Переход на цифровое государство», нацеленный на кардинальные преобразования в сфере оказания госуслуг гражданам и бизнесу.

Цифровизация позволит госорганам повысить свою производительность.

Прорабатываются вопросы создания информационной системы – Единый  кадастр недвижимости (ЕКН) в виде многоцелевой информационной базы данных о земельном фонде РК и всех объектах недвижимости.

Это приведет к обеспечению целостности базы данных - полноты и достоверности, их оперативному обновлению, исключению коррупционных рисков, создаст условия для создания открытой карты для граждан и предпренимателей.

В ближайшее время в Астане планируется запустить Digital-ЦОН, где будет полностью автоматизированное получение государственных услуг без участия операторов ЦОН.

Открытие Цифрового ЦОН станет этапом перехода к новому формату предоставления государственных услуг, в котором граждане самостоятельно подают электронные заявки с помощью пунктов общественного доступа (ПОД), секторы самообслуживания (Connection point) и планшетов в специальных стенд - павильонах Госкорпорации.

 Следует отметить перспективы реализации проекта по передаче в доверительное управление Госкорпорации информационных  систем, что может позволить создать на базе Госкорпорации информационно-аналитического центры в сфере госуслуг.

В настоящее время уже передана в доверительное управление Интегрированная информационная система для центров обслуживания населения — ИИС ЦОН.

 Для обеспечения высокого уровня сервиса ведется внедрение новых способов и подходов, технологичных решений  по оказанию госуслуг. Так, планируется развитие Единого контакт-центра 1414, через который можно будет получить госуслуги по телефонной связи на примере работы Centerlink (Австралия).