В то же время пока не все безработные и самозанятые в южных областях адекватно оценили перспективы переезда в северные. Чтобы активизировать процесс, правительству даже пришлось пойти на значительные изменения в миграционной политике и госпрограмме, чтобы стимулировать потенциальных переселенцев. Этот материал – не справка, а руководство к действию.
Напомним. Программа вступила в силу в этом году. Цель: снизить безработицу в южных регионах, а также заполнить сотни и тысячи вакантных рабочих мест в Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Павлодарской и Костанайской областях.
Справка “КАРАВАНА”
Согласно социологическим исследованиям, проведенным в РК в 2016 году, среди всех страхов у большинства граждан республики на первом месте боязнь потерять работу. По данным на 1 августа, на участие в программе развития продуктивной занятости зарегистрировались 276 тысяч кандидатов. 90 процентам из них удалось в нее включиться. Трудоустроились чуть более 80 процентов.
В конце августа в ходе заседания правительства премьер-министр Бакытжан САГИНТАЕВ обязал областных акимов уделить особое внимание созданию постоянных рабочих мест в рамках программы продуктивной занятости и развития массового предпринимательства – “для вовлечения граждан в пенсионную систему и обязательное медицинское страхование”. И заодно поручил главам регионов, а также министрам нац-экономики, труда и соцзащиты, финансов, сельского хозяйства внести в правительство предложения по дополнительным стимулам для добровольного переселения семей. Тревога Бакытжана Абдировича была вполне обоснованна: к тому времени из Южно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской и Алматинской областей на “севера обетованные” перебрались чуть более 120 семей из 2 400, которые дали согласие на переезд. Что произошло с программой переселения казахов-южан на север страны
Всего же проект предусматривает переселение почти 60 тысяч семей в течение пяти лет. Поскольку, как сказал вице-министр труда и социальной защиты Биржан НУРЫМБЕТОВ за пару недель до того заседания правительства, в областях, которые определены реципиентами, “с учетом существующих демографических и миграционных тенденций в ближайшие пять лет численность экономически активного населения может сократиться на 167 тысяч человек”.
Цифры и люди: стимулы для переселенцев
Согласно официальной статистике, только Северо-Казахстанскую область за последние пять лет покинуло 76 процентов трудоспособного населения. Прекратили существование 30 населенных пунктов. 18 процентов населения региона – пенсионеры. В то время как средняя цифра по другим – 12,3 процента. Сегодня в СКО требуются сотни учителей, медицинских работников, агрономов, зоотехников, механизаторов, других специалистов. Чуть получше картина в других принимающих областях. Однако оптимистичной ее не назовешь.
Между тем к 2050 году население южных областей, по прогнозам правительства, может вырасти еще на пять с лишним миллионов человек. И как им найти там работу – большой вопрос.
По словам министра труда и соцзащиты Тамары ДУЙСЕНОВОЙ, сегодня в южных регионах, без учета Алматы, проживает 35 процентов населения республики. Его доля в валовом региональном продукте составляет лишь 17 процентов. В северных областях 29 процентов населения создают 25 процентов ВРП. Есть дисбаланс и в производительности труда. На юге – с наивысшей концентрацией населения – самая низкая. На севере – с низкой – самая высокая.
В рамках программы выделено более 80 миллиардов тенге. На что они будут направлены?
Прежде всего, это финансовое поощрение новоселов. В том числе частичная оплата расходов на переезд и обустройство на новом месте. На обучение людей (бесплатное!) новым необходимым профессиям. Гранты для реализации бизнес-проектов по программе “Бизнес-Бастау”. Также предусмотрены “подъемные” на аренду жилья (с правом его последующего выкупа) до 35 месячных расчетных показателей в течение 12 месяцев. Субсидии для оплаты аренды временного жилья могут быть разными – в зависимости от того, куда перебралась семья: в город или в село.
В любом случае новоселам можно будет воспользоваться и системой жилстройсбережений – не важно, на первичном или вторичном рынках жилья. Механизм простой: 50 процентов от стоимости недвижимости предоставляют местные исполнительные органы. Еще 50 процентов могут быть покрыты за счет субсидий из государственного бюджета – ежемесячно или даже единовременно.
Кстати, в некоторых районах, которые ожидают гостей с юга, пустуют десятки новых домов. Приезжай и заселяйся!
Да, земельные участки для выращивания продуктов не только “для дома, для семьи” – без конкурсов! – но и для коммерческого использования, предоставляют бесплатно на праве “безвозмездного пользования с правом пролонгации”.
Справка “КАРАВАНА”
Чтобы кредиты стали более доступными для переселенцев, правительство ввело механизм гарантирования – до 85 процентов для начинающих и до 50 процентов для действующих предпринимателей. Сокращено число документов, необходимых для получения кредита, – с 30 до 14 для граждан и до 9 – для юридических лиц. Соответствующие изменения уже внесены в программу “Дорожная карта бизнеса-2020”.
Внимание! Максимальная сумма микрокредитования для переселенцев, собирающихся заниматься полеводством, увеличена до 18 миллионов тенге. Срок погашения кредита – пять лет. Если люди захотят заниматься животноводством, то период погашения – семь лет. Чем грозит переселение казахстанцев-южан в северные регионы
Опыт соседей
Лет пять-шесть назад Россия и Китай тоже придумали приблизительно такие же программы – чтобы заселить перспективные территории. Россия – Сибирь и Дальний Восток. КНР – приграничные с Россией и Казахстаном провинции. Понятно, что возможности у них и у нас разные. Но цели одни и те же: “поднять” трудодефицитные регионы и дать новый толчок занятости населения.
Что получилось у России? За четыре года на восток страны приехало чуть более 43 тысяч переселенцев.
Взять от 10 до 600 соток, возможность начать свой бизнес и вести свое хозяйство – отличный стимул. Но, как оказалось, в основном в районах с бедной инфраструктурой. Да и коррупционную составляющую там до сих пор не удалось отменить. За эти четыре года было создано около 100 сельскохозяйственных предприятий. Остальные – обслуга-сервис “чего изволите?”. И с жильем для переселенцев там до сих пор есть проблемы. При этом надо признать, что правительство России и местные исполнительные органы регулярно придумывают новые меры, стимулирующие переезд.
За последние четыре года Китай построил четыре города, затратив на это (включая строительство всех коммуникаций) более 30 миллиардов долларов.
Я видела этот сюжет на телеканале “Euronews”: широченные проспекты, высоченные многоэтажки, автобусные остановки, кафе-рестораны, супермаркеты-кинотеатры – и ни одного человека на улицах! А рядом строят предприятия, которые будут производить то ли упаковку для еды, то ли для одежды. Плюс сельхозпредприятия и перерабатывающие заводы. Осталось только работяг завезти. Да они сами туда прибегут!..
“Подушка безопасности”. Дорого, но надо!
Независимые эксперты, признавая необходимость госпрограммы продуктивной занятости и развития массового предпринимательства, отмечают ее затратность. В ходе заседания правительства в конце сентября министр труда и социальной защиты Тамара Дуйсенова парировала: “Такая политика создает необходимую для рыночной экономики “подушку безопасности”. Казахстан становится транзитно-миграционным узлом. В этой связи ожидается большой приток трудовых мигрантов.
Только за последние пять лет в республику прибыло 300 тысяч иностранных граждан. Из них более 200 тысяч этнических казахов, вернувшихся на историческую родину. При этом темпы внутренней миграции за это время выросли в два раза”.
По всем прогнозам – официальным и неофициальным – в ближайшие годы в республике будет наблюдаться замедление притока новой рабочей силы с казахстанским паспортом. Как считает министр Дуйсенова, “это последствия демографической ситуации начала 1990-х годов и связанное с этим сокращение предложений на рынке труда”.
Поэтому перераспределение рабочих рук в стране путем переселения граждан из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные – сегодня лучший и наиболее подходящий вариант.
Тамара МАМАДАНОВА, АЛМАТЫ