Что привело казахстанца в Эфиопию

Тысячелетние традиции

– В то время, когда полмира закрыто на локдаун, как вы попали на другой край Земли? И почему выбрали именно эту экзотическую страну для путешествия?

– Здесь надо начать с того, что несколько лет назад я обнаружил, что во многих местах одной из обязательных традиций Наурыза является путешествие. В том же Иране дается 2 недели на Наурыз, когда люди стараются выехать в другой город, страну или ближайшее село. После этого я общался с аксакалами, и они говорят, что на самом деле у нас в свое время было то же самое. На Западе Казахстана эта традиция сохранилась – известна она как “көрiсу”, когда люди едут необязательно далеко, хотя бы повидаться с родными. Нам показалось, что было бы интересно эту традицию восстановить. С тех пор каждый год мы куда-то отправляемся, за исключением 2020-го, когда был жесткий карантин.

Сейчас большинство направлений закрыто для путешествий, более-менее просто поехать в Америку и Африку. Эфиопия – место, куда я очень давно хотел попасть. Они сами себя позиционируют как “Land of Origins” (“Земля происхождения человечества”, “Земля истоков”). Это не самая популярная у туристов страна, единственная на Африканском континенте, которая никогда не была зависимой от европейских колонизаторов. Традиции здесь сохранились в очень самобытном состоянии, начиная с самих амхаров – государствообразующей нации и заканчивая маленькими многочисленными племенами, которые живут так же, как и многие века назад.

– Вы ездили в одиночку?

– С другом, Өркеном Кенжебеком. Путешествие в одиночку не очень интересно, не с кем делиться впечатлениями. Ну и можно друг на друга положиться в сложных ситуациях.

– Насколько реальная Эфиопия оказалась отличной от того, что вы представляли себе, знали о ней?

– Нужно сказать, что Эфиопия действительно разрушила многие наши стереотипы. Одна из самых бедных стран в мире удивила, во-первых, отношением людей. Многие, зачастую живя за гранью бедности, смогли сохранить лучшие человеческие качества, умеют радоваться жизни, а в числе главных своих ценностей называют семью.

Некоторые их традиции кажутся очень странными, но все они направлены на то, чтобы укрепить сообщество, чтобы дать детям больше возможностей. Например, в одном из племен, которое называется хамер, для того чтобы стать мужчиной, необходимо обнаженным пробежать как минимум 4 раза по спинам 7 быков. Даже если человек условно закончил колледж, любой университет мира, если он хочет жениться и называться мужчиной, должен этот обряд выполнить.

Когда начинаешь с ними общаться, они очень хорошо объясняют, что условия жизни у них настолько суровые, что каждый обряд показывает силу и возможности мужчины, чтобы в дальнейшем он принял ответственность, в первую очередь, за свою семью, жену, будущих детей, пожилых людей в племени.

У многих традиций, которые мы увидели у диких племен, оказались простые человеческие объяснения на уровне тех же ценностей, которые мы разделяем.

Другое удивление было в том, что дороги и Интернет там намного лучше, чем наши, даже в самых отдаленных деревнях. А нужно понимать, что Эфиопия – немаленькая страна, ее территория – половина Казахстана, а численность населения – свыше 100 миллионов. При этом еще и очень неудобная орография, то есть рельеф местности.

Третье, мы часто представляем Африку как выжженную пустыню, а Эфиопия – горная страна. Например, аэропорт в столице Аддис-Абебе находится на высоте около 2 400 метров над уровнем моря, это выше, чем алматинский Шымбулак. Мы попали в совершенно другую Африку – и по рельефу, и по культуре. Казалось, мы едем не в самую развитую страну мира, а на деле вышло, что ее жители очень приветливы. Конечно, в столице стоит избегать больших перенасыщенных мест, но если говорить о маленьких городах, деревнях, наверное, они схожи с нашими. Допустим, мы были в деревне, которая выращивает кофе. Эфиопия считается родиной кофе и крупный его производитель в мире. Так вот, местные жители сами не пьют кофе из зерен, потому что выставляют их на продажу, им эти деньги очень важны. Для себя они делают кофе из шелухи от зерен и кофейных листьев, настолько они бедные. При этом готовы поделиться своей едой и оказать гостеприимство гостям.

Еще удивил уровень образования. Хотя считается, что в Эфиопии оно одно из худших в мире. Начальное образование ведется на амхарском языке, а всё оставшееся – на английском. Поэтому, где бы мы ни были, средний уровень владения английским языком значительно выше, чем в Казахстане.

В деревне Джинка мы встретили парня, который из Джинки выезжал только в столицу Аддис-Абебу на учебу на пару месяцев, и этот человек владеет 8 языками, читает в оригинале на английском книги. А когда я сказал, что родом из Семея (Семипалатинска), он вспомнил, что это город, в котором Федор Достоевский был в ссылке и рассказал о своих любимых книгах писателя – “Братья Карамазовы”, “Преступление и наказание”, “Идиот”. Меня это поразило! Но грустно признавать, что в аналогичном селе, в 400–500 километрах от областного центра в Казахстане, мы вряд ли найдем людей, которые так любят знания и так стремятся обрести себя в качестве образованных и эрудированных.

Африканский Абай

– С удивлением узнала, что в Эфиопии есть свой Абай, весьма почитаемый…

– Для нас, наверное, одним из главных удивлений было, что мы уже на второй день начали замечать везде вывески – “Абай банк”, “Абай отель”, что угодно. Название “Абай” в Эфиопии является одним из самых распространенных. Но я немного лукавлю, когда говорю, что мы удивились: на самом деле мы знали, куда едем.

“Абай” по-эфиопски означает “черный”, так они называют реку Голубой Нил, которая как раз начинается в этой стране – из озера Тана. В дальнейшем, сливаясь с Белым Нилом, уже в Судане она превращается в тот самый знакомый нам Нил – спокойный, широкий. В Эфиопии Голубой

Нил – очень бурная река, с водопадами, с очень живописной местностью, который, конечно же, является одной из главных туристических достопримечательностей страны и ее провинции Амхара. У Эфиопии те же самые проблемы, связанные с водой, что и у нас в Центральной Азии. Воды хватает, но для государства очень важно электричество. Мы были в некоторых городах, где в гостиницах не было света. И сейчас Эфиопия строит одну из крупнейших в Африке гидроэлектростанций на реке Голубой Нил и уже начала заполнять водохранилище. Соответственно, для соседей, таких как Судан и Египет, есть опасность того, что им не будет хватать воды для полива.

– Дикие племена Эфиопии выглядят невероятно аутентично. Они действительно так живут или это больше для туристов сделано?

– Наверное, ради них мы и поехали. Есть страны, где создают специальные этнодеревни, этноаулы, Казахстан – не исключение, где люди воссоздают древние традиции, но в Эфиопии это всё сохранилось. Например, в долине нижнего течения реки Омо, которая благодаря этому входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, есть племена, которые не притворяются ради туристов, а действительно так живут. Многие их традиции могут показаться шокирующими даже соседним племенам, не то что туристам.

Например, там есть племя мурси, которое считается и позиционируется как одно из самых агрессивных в мире.  Женщины там протыкают и растягивают нижнюю губу, мочки ушей и вставляют по праздникам туда большие тарелки. А мужчины за убитых врагов шрамируют свое тело.

Я уже молчу про это – чтобы в этом племени жениться, нужно пройти целый обряд, который сложнее, чем прыганье по быкам. Это битва на палках – когда молодые воины соревнуются друг с другом.

Фактически это бои без правил, хотя убийства там запрещены, тем не менее, многие входят в азарт борьбы, и нередки смертельные увечья. Только после прохождения этой битвы, в зависимости от места, которое займет воин, он выбирает невесту.

Или, наверное, вы слышали, сейчас по Интернету очень активно ходит мем: есть племя боди, или оди, где раз в полгода каждая деревушка выбирает одного человека. И в течение года он пьет молоко, мед и бычью кровь, чтобы набрать вес. Летом проходит “смотр”, и самый толстый, увесистый парень-победитель получает большой почет и выбирает самую красивую невесту. Потом они восстанавливают свой нормальный вес. Всё это делается не для глаз туристов, свой праздник они проводят в то время, когда до них очень тяжело добраться – в разгар сезона дождей и бездорожья.

Но всё равно многие племена поняли, что туристы к ним готовы ехать, и за визит в деревню просят определенные входящие, благодарность. Это не потому, что они после ухода туристов переодеваются в джинсы и начинают другую жизнь, а потому что для диких племен – это важный источник заработка.

Люси – прародительница человечества

– На своей страничке в “Фейсбуке” вы рассказывали, что в музее нашли игру, похожую на казахский тоғыз құмалақ. В целом подмечали еще какие-то сходства между нашими культурами?

– Вообще, не только в Эфиопии, но и во многих других странах мира, у народов, которые вели кочевой образ жизни, очень много схожего в культуре. Первое, наверное, это, опять же, связано с семейными ценностями. Точно так же в Эфиопии, причем и у племени, и у цивилизованных граждан, есть понятие выкупа за невесту. Например, в племени хамер в среднем это 36 коров плюс автомат Калашникова, где-то больше, где-то меньше, в зависимости от состояния семьи.

Другое сходство – игра тоғыз құмалақ. Я начал изучать информацию, и оказалось, что она под разными названиями распространена по всей Африке. Более того, многие ученые считают, что как раз таки это развлечение ведет свое происхождение из Африки. Там семейство этих игр называется “манкала”. И оттуда нашла свое распространение на половину мира.

Или ведение сельского хозяйства. Все мы, наверное, видели в музеях казахские келiсап (ступа), только в очень отдаленных аулах у нас ими до сих пор пользуются. А в Эфиопии – это обычная сельскохозяйственная посуда. Например, у нас толкут талкан, а в Африке есть сорго – злаковая культура, из нее так же толкут, назовем это талканом.

– Произвела ли на вас впечатление Люси – самый древний известный науке прямоходящий человек, чей скелет был найден на территории Эфиопии, а ныне – экспонируется в музее?

– Честно говоря, сам вид, наверное, не произвел впечатления, потому что именно такие находки чаще всего оцениваешь не эмоционально, а рационально. Впечатляет другое – то, насколько эфиопы стараются сохранить свое историческое наследие, причем неважно, связано ли это с Люси, которая не была не то что эфиопкой, даже хомо сапиенс. Это вид австралопитека, который жил на Земле более 3 миллионов лет назад. Всем известна история, что ее назвали в честь песни “Beatles”, которая играла в лагере археологов. Начиная от Люси и заканчивая замками эфиопских царей и древними подземными скальными церквями, местные жители веками вели политику сохранения своих достопримечательностей, сакральных и исторических объектов. Думаю, нашим гражданам этому стоит поучиться. Эфиопы живут небогато, при этом хвалят свою страну, гордятся тем, что они ее граждане, и стараются сделать всё, чтобы к ним приезжали.

АЛМАТЫ