Что осталось от музыкальной индустрии Казахстана: исследование

40 процентов думают о смене профессии

Елена Калюжнова, Елена Хлыстова и Асель Имае опубликовали в журнале “Международные процессы” свое исследование на английском языке на тему влияния пандемии COVID-19 на креативные индустрии. Для этой работы был проведен опрос среди более сотни деятелей культуры из сферы музыкального исполнительского искусства и музыкального образования. Согласно собранным данным, у большинства респондентов, работающих в бюджетных организациях, уровень доходов остался прежним, несмотря на то, что они были закрыты в период карантина. Тем не менее многие артисты остались без привычного дохода либо их доход значительно сократился. Это смотивировало людей искать новые его источники как внутри своей профессии, так и вне ее – около 40 процентов респондентов даже задумались о смене профессии. Хотя, как отмечают авторы исследования, солисты, артисты оркестра, хора, вокалисты, танцоры имеют довольно большую востребованность в государственных учреждениях культуры.

Из-за невозможности работать в обычном режиме и отсутствия государственной поддержки представители индустрии вынуждены были искать собственные способы борьбы с последствиями пандемии.

Наиболее удачливые – порядка 20 процентов, респондентов смогли “обновить” свою деятельность и получить доход от онлайн-продукции. “Тотальная цифровизация модернизировала коммуникативные процессы музыкантов и слушателей, поднимая на новый уровень такие качества, как креативность мышления и склонность к творческому авантюризму. Для многих музыкантов первый опыт выхода в эфир, как индивидуальный, так и в составе группы, случился именно во время локдауна. Хотя и здесь необходимо назвать возникшие трудности: респонденты отмечали отсутствие навыков использования цифровых инструментов для ведения своей деятельности в Интернете, а также подчеркивали проблемы с доступом к музыкальному оборудованию и программному обеспечению”, – пишут авторы исследования.

Доходы упали значительно

Некоторые представители отрасли и вовсе остались без заработка. Хуже всех с ситуацией справлялись музыканты-фрилансеры, – поскольку были исключены из всех возможных видов частной или государственной поддержки на тот период. Главные общие причины потери доходов – значительное снижение их исполнительской активности (50%), отложенные концерты и другие мероприятия (74,5%). “Например, если в 2019 году ежемесячный доход респондентов варьировался от 500 до 1 000 долларов США, во время первой и второй волн пандемии COVID-19 заработок упал до менее чем 200 долларов. Кризис особенно сказался на доходах исполнителей со средним доходом”, – пишут авторы исследования. Они напоминают, что невозможно было проводить мероприятия или концерты с любым количеством людей, на это был официальный запрет. Сотрудники общественных или частных культурных организаций вынуждены были репетировать дома, чтобы не потерять форму. "Извините, это шлак": казахстанский музыкант раскритиковал той-певцов

“Пандемия COVID-19, достигшая определенно высокого уровня опасности, негативно сказалась на музыкальной индустрии в Казахстане. Этот сектор изо всех сил пытается справиться при отсутствии дополнительной поддержки со стороны правительства, не владея в достаточной мере навыками цифровизации контента или имея трудности с доступом к техническому обеспечению для записи концертов или выступления в Интернете (стриминг). Кроме того, работники культуры понесли значительные потери в доходах из-за ограничений COVID-19 и правил социального дистанцирования. Текущая политическая повестка дня должна учитывать, как организовать культурную экономику, в частности музыкальную индустрию, чтобы помочь этому сектору оправиться от пандемии”, – отмечается в работе.

Среди мер, которые авторы исследования предлагают для восстановления музыкальной отрасли, в первую очередь – обеспечение государственной поддержкой артистов в виде грантов и разных стимулов, организация ассоциаций и сообществ для академических музыкантов, создание базы данных о музыкантах-фрилансерах.

АЛМАТЫ