Влияние антироссийских санкций, скачки валютного курса, релокация россиян и российских компаний в РК, рост или спад привлекательности Казахстана для мировых инвесторов – в сегодняшнем материале корреспондент медиа-портала Caravan.kz порассуждал вместе с аналитиком компании Esperio Нурбеком Искаковым о том, что выиграл и в чем проиграл Казахстан в экономическом плане на фоне событий с февраля 2022-го по февраль 2023-го.
«Едва ли можно говорить о том, что острая фаза военного конфликта в Украине, которой вот-вот исполнится уже целый год, кому-то, особенно рядовым гражданам Казахстана, да и всего мира по-настоящему принесла хоть какой-то выигрыш.
По итогам 2022 года мировая экономика, конечно, выросла на 2,5-3,0 %, точные результаты еще предстоит узнать. Но почти каждый человек в мире, за исключением бенефициаров столь масштабных военных действий, наверняка прочувствовал на себе не только то, что знало старшее поколение не понаслышке о хрупкости мира, но и на своем семейном достатке увидел прямые последствия неспособности элит в рамках капиталистического устройства мира сотрудничать для исправления накапливающихся дисбалансов.
Отрадно, что Казахстан в этой ситуации старается занимать «взрослую» взвешенную позицию, не включаясь в бессмысленную борьбу, итогом которой станет только беспрецедентное для XXI века количество погибших в боевых действиях и слишком запоздалое признание элит, что альтернатив переговорам с более справедливым компромиссом в национальном распределении богатств нет и не может быть.
А пока этот момент еще не наступил, и все участники конфликта питают надежды на большее, мы видим на примере Казахстана, что даже правильная политическая позиция страны не может защитить ее граждан от негативных последствий. Скачки валютного курса из-за санкционного шлейфа украинского конфликта порождают крупные разрушительные инфляционные волны, которые больно бьют по результатам труда граждан за целый год, незаслуженно замедляя рост ВВП РК до 3,1 % и несправедливо сокращая реальные доходы казахстанцев почти на 2,0 %.
Наверное, тут можно возразить, заявив, что РК своей «многовекторной» позицией получает выгоды и от смещения импортных потоков в Россию, в том числе через территорию Казахстана (транспортный сектор РК за прошлый год перевез грузов, багажа и грузобагажа на 46 % больше, чем в 2021 году), и от иллюзорного роста инвестиционной привлекательности страны в глазах иностранного бизнеса, который «сбежал» из России. Российско-украинская война: какие последствия будут самыми страшными для Казахстана
На короткой дистанции, возможно, так и есть, но давайте все-таки не будем забывать, что ранее иностранный бизнес не приходил в Казахстан не просто так, и от того, что сейчас ему пришлось переехать в РК, долгосрочная инвестиционная привлекательность страны не возрастет. Крупные иностранные компании из обрабатывающего сектора, которые и нужны для настоящего развития казахстанской экономики, не станут делать длинные инвестиции, окупаемые за 10-15 лет только потому, что у них есть проблемы в России.
К тому же мы не знаем, насколько постоянными окажутся новые логистические маршруты импорта в Россию. Что, если украинский конфликт разрешится восстановлением импорта в Россию из Европы напрямую? Что, если этот конфликт перейдет на еще более высокий уровень конфронтации, и США начнут «лупить» дубинкой вторичных санкций каждого, кто будет заподозрен в помощи России в обходе санкций?
Это не значит, что Казахстан не должен создавать отличные условия для релоцировавшихся компаний или отказываться от участия в импорте в Россию. Напротив, «взрослая» позиция РК как раз и подразумевает, что пока это возможно, необходимо пытаться поддерживать «нормальную» работу своей и соседних экономик, потому что в конечном счете именно от этого и зависит благополучие казахстанцев.
Но чтобы не было обидно, когда и если конфликт в Украине закончится нормализацией экономической жизни и все вернется к прежним бизнес-процессам, Казахстану необходимо акцентировать внимание над решением своих структурных проблем. А это – неэффективная система профессионального и высшего образования, слабая господдержка бизнеса, устаревшая инфраструктура, особенно в электроэнергетике, низкая производительность труда и прочее. Что ждет экономику Казахстана в 2023 году
Никто, кроме самих казахстанцев, все эти проблемы не решит. Но зато, по мере их исправления, Казахстан может повысить свою привлекательность для крупных производственных предприятий, и тогда внутренний рост, основанный на своих силах, будет поддержан и усилен длинным иностранным капиталом.
В конце концов, у Казахстана для этого есть и своя сырьевая база, и крайне выгодное географическое положение, и быстро растущее население, и, что немаловажно, «взрослая» политическая позиция. Нужно только по-настоящему взяться за работу», - резюмировал Нурбек Искаков.