Мониторить можно долго и упорно, отвечать народ наш любит. Причем, довольно охотно, потому что это вообще специфика сетевого люда: хлебом не корми дай высказаться по тому или иному поводу.
Но, наблюдая энное количество времени за проектами нашего агентства, я воленс-ноленс пришла к кое-каким выводам. Из которых вполне можно сложить по принципу пазла некую приблизительную статистическую картинку.
Во-первых, всем без исключения бывающим в интернете рано или поздно надобится обыкновенная научная или общественно-политическая информация. И тогда возникает необходимость посещать ресурсы вроде таких вот: http://www.eksi.kz/library/links.htm или http://www.ukntb.kz/search.htm.
Кто, куда, зачем и сколько. Студенты ищут рефераты, тексты из учебников и дополнительную литературу, которую днем с огнем не сыщешь в наших допотопных и нищих библиотеках.
Люди постарше и работающие тоже не прочь: а) просветиться по поводу того, что творится на земном шарике, б) почитать что-нибудь для души и сердца с монитора (в том числе, и не в последнюю очередь - анекдоты, забавные истории и серии "приколов" на все случаи жизни), в) накопать информации и шаблонов для каких-нибудь официальных и не очень бумажек и писем.
Самыми умелыми сыскарями, наверное, являются журналисты, которым надо успеть пробежаться в течение дня по самым популярным информационным сайтам дабы быть в курсе событий в мире. Плюс в своей стране, плюс на тему отдельно взятого материала, готовящегося в печать или эфир.
Надо сказать, что Интернет в этом плане иногда большой и толковый помощник, а иногда - полностью сбивающий с толку недруг, подкладывающий большую и хрюкающую свинью незадачливому товарищу, в виде перевранных первоисточников или недоделанных архивов, на которые можно убить кучу сил и времени в итоге не добившись ровным счетом ничего.
Идем дальше. Следующей по степени востребованности, на мой взгляд, является сугубо прикладная информация о ценах и предложениях на те или иные товары.
Посмотреть сколько стоят книги или парфюм в интернет-магазинах, поинтересоваться ценами на гостиничный номер или квартиру в городе, куда вас отправили в командировку, заказать машину, узнать, когда прилетает самолет или начнется распродажа компьютеров - это и бесконечное множество другого уже можно сделать, не выходя из-за своего стола.
В Алматы этот сервис пока даже приблизительно не так развит, как, к примеру, в той же Москве. Но первые признаки уже появляются: на любой вопрос в качестве ответа есть нужная ссылка (сама искала и нашла нужную информацию для коллеги, прилетающего на Евразийский Медиа Форум из Баку).
Конечно, проще всего заказать и купить где-нибудь диски http://www.hit.kz/ , железо http://www.pc-shop.kz/ или бумажную продукцию http://www.press.kz/, но есть и такие магазины как http://www.sim-sim.kz, с ассортиментом побогаче, правда на данном этапе времени этот проект, кажется, заглох.
Другая сторона этой же медали: тем, кто продает обычным образом, традиционным - с прилавков и складов - тоже нужен Интернет. Чтобы донести информацию о себе наиболее дешевым и простым способом на огромные расстояния, потратившись буквально один раз.
Вот почему в Сети не счесть всевозможных представительств и торговых сайтов.
В казахстанской части ее - тоже. Здесь (http://www.centralasia.kz/), например, торгуют исключительно информацией. А тут http://www.b2b.kz/ctp_tradeboard_ru.php - всем подряд.
Следующая стезя, на которой себя пробуют некоторые граждане - это попытка зарабатывать деньги, не выходя из дома, то есть в режиме онлайн. Нет, речь идет не о профи, удаленно работающих над созданием заказных сайтов (дизайнеры и программисты на таком аутсорсинге получают ну оооочень приличные гонорары), а о тех, кто занимается эффективной и многопрофильной рассылкой спама, иногда имея за это какие-то гроши.
Еще один вид жизнедеятельности в Сети я бы условно назвала качать, качать и еще раз качать. Под этим девизом живут и творят всякие "безарбузия" в инете софтверные гиганты мысли и просто интересующиеся технари.
Кодеки, патчи, драйвера, - да мало ли чего может сгодиться трудолюбивому и прилежному студенту политеха, сисадмину офиса или начинающему программисту. Новинки на рынке, обсуждения тех или иных багов, обмен мнениями: ваши веки поднимут добрые и сердечные дяденьки на специализированных форумах, на которые всем желающим испить из достоверного источника кидают ссылки.
Еще один большой, нет даже огромный пласт - это как раз-таки общение в чатах, форумах и блогах. Страдают страстью к нему лица обоих полов, но слабый делает это куда с более глубоким и искренним наслаждением. Он, этот самый женский пол, давит количеством. Как виртуальных тел, так и исходящих от них эмоциональных корпускул. Обсуждается все. Сексуальная жизнь хомяков, основы вегетарианской кулинарии в космосе, фотоэпиляция и массаж при помощи фотоаппарата, ложки и журнала "Космополитан".
Блоги, то есть сетевые дневники порой набивают оскомину их читающим, но нисколько не умаляют пыла пишущих. Вообще, мне иногда кажется, что интернет - это сборище графоманов, страдающих своим недугом в самой последней, "метастазной" стадии. Когда "метастазы" разносятся повсюду и нет от них спасения, ты их читаешь, ты ощущаешь их на себе и даже сам потом распространяешь через себя же любимого - дальше. А вдруг кому-то интересно? А вдруг кто-то посмеется? А вдруг кому-то пригодится? Этот коммунистического пошиба коллективизм процветает на просторах Интернета как, наверное, ни в одной другой сфере публичной жизни. Если где-то что-то шмякнулось, то непременно в другом - аукнулось. А потом по нарастающей, снежным комом или затухающим эхом (это какой теме как повезет) - и в остальных откликнулось. Про казахстанские блоги я практически ничего не слышала, ну разве что видела вот тут http://www.blog.kz/ и вот тут http://www.medianet.kz/index.php?uin=1105679016&lang=rus, но точно знаю, что многие казахстанцы увлекаются самым первым и старинным по сетевым меркам мета-блогом http://www.livejournal.com/.
В нем можно встретить и алматинцев, и карагандинцев, и астанчан, в общем, юзеров практически из всех регионов РК.
И идет такой вот культурный сдвиг, непрекращающийся во времени. Люди объединяются по интересам, вступая в коммьюнити. Вот здесь - только девочки. А там - клуб для тех, кто разводит борзых.
К этому типу пользователей можно отнести и тех, кто создает хоумпэйджи. Для того же - для общения. "На этом сайте вы найдёте много всякой всячины. Заходите и будьте как дома!". Или так: "Здесь все о знаменитом мульсериале и манге Сейлор Мун. Также описания всех сезонов и полнометражек". Нет, вот так еще круче: "эТОТ САЙТ О - (: ! Бритни Спирс ! :)".
Но оставим эту тему и приступим к финальной. Исследуя привязанности и предпочтения пользователей, никак нельзя пройти мимо такой пламенной любви, как геймерские сообщества.
По накалу страстей, степени увлеченности и количеству времени, отдаваемого этому инет-занятию, она сравнима ну разве что… с посещением порно и эротических фото-, видео- и тексто- ресурсов.
Игры по сети, хоть вполне мирные и одухотворенные стратегии, хоть стрелялки-убивалки-завоевалки - вообще дьявольская придумка. Тут я с апологетами церкви согласна целиком и полностью. Тотальный недосып, отсутствующий вид, плюс полная невменяемость и потерянность человека для общества - что может быть убойнее?
Возьми-ка и поиграй-ка в какой-нибудь "Yetisports: полный пингвин". Немудрено, что все что будет тебя интересовать в дальнейшем начнет относиться к области: где можно погамить, кто какой мышью гамает или полный гамовер.
Притом, что не только подростки страдают в силу юношеского максимализма и увлекаемости, но и вполне взрослые зрелые особи убегают от себя и остальных в цветастый мир приключений с ласкающими слух названиями
Quake, Counter-Strike, WarCraft, Need For Speed…
Ну и на форумах тутошних, конечно, обнаруживаешь просто крики души:
"Короче на всех трёх серваках kz всех, кто живёт в Эстонии, просто-напросто забанили!!!!!!".
Казахи с украинцами, питерские с карагандинскими… Вот приходите сюда http://game.online.kz/ или сюда http://www.ingame.kz/ и сами все поймете.
Но рефреном к этому материалу я бы взяла все же только одну фразу и именно с игрового форума: "А что мы так играем и играем... давайте встретимся...люди.... что ж такое".
Вот так. И никак иначе. В какие бы игры мы не играли в виртуале, главное всегда происходит в реале: люди встречаются, знакомятся, и даже (только не смейтесь) - женятся.
Но про бесчисленные серверы знакомств я писать не буду.