Редакция Caravan.kz разбирается, что казахи думали в старину о животных - символах 2023 года.
Коты
Суровая жизнь кочевников подразумевала избавление от любой обузы, поэтому кормить лишний рот ради веселья никто не стал бы, да и развлечения тогда были совсем другими. К тому же мыши, крысы и другие грызуны вредили скотоводам намного меньше, чем земледельцам, и не были настолько серьезной проблемой.
Таким образом, казахи из всех животных превыше всего ценили четыре главных вида скота - лошадей, овец, верблюдов и коров, а также собак, которые входили в список семи главных сокровищ. Хороший охотничий пес мог стоить очень дорого. Отметим, что из всех животных собственные имена получали именно кони и собаки.
И главное, что оттуда можно вынести - кошек у казахов было мало. настолько мало, что они практически не упоминаются ни в песнях, ни в сказках, и даже пословиц с приметами о них очень мало. Но те, что есть, показывают котов с разных сторон.
Например, заводить их молодой паре советовали только после рождения первенца, иначе питомец мог перетянуть на себя все внимание и любовь женщины и таким образом оставить ее без младенца.
С котами сравнивали мошенников, нечестных людей, льстецов, подхалимов, тех, кто провинился и знает об этом, а теперь пытается загладить проступок. Некоторые эксперты считают, что от кошачьих когтей произошли страшные медные когти жезтырнак. Почему согым так важен для казахов, и как устроить его правильно
С другой стороны, коты считались умными и хитрыми, а также им приписывали мистические способности, поэтому их нередко держали шаманы-баксы. Они верили, что коты могут присутствовать в трех мирах сразу - человеческом, божественном и демоническом, и потому способны провести за собой человека и защитить его потусторонних опасностей. По поведению кошек предсказывали погоду.
Таким образом, год Кота, согласно поверьям казахов, будет мистическим, полным как хорошего, так и плохого.
Кролики
А вот год зайца казахи не любили, потому что в этот год часто случался джут - массовый падеж скота, зачастую приводивший к гибели многих людей. Особенно страшными были джуты, повторявшиеся каждые 36 лет. Многие аулы лишались не только скота, но и половины людей.
Такие голодные годы называли разными зайцами: "Жалпак қоян жуты" - сплошной джут зайца 1867 года, "Ұлы қоян" - великий заяц 1879 года, "Кіші қоян" – малый заяц 1891 года, "Ақ қоян" - белый заяц зимнего джута 1915 года. Голод настигал казахов и в 1903, 1927, 1963 годах. Как отличить казахскую юрту от монгольской и узбекской
"Зубы у меня острые, но укусить врага не хватает храбрости. Стоит раздаться шороху, а у меня уже сердце колотится от страха, и я бегу без оглядки", - говорит заяц о себе в сказке.
Было и другое важное качество.
"Самое главное - плодовитость, которая для кочевников также означала умножение чего-то хорошего, удачу, богатство, могущество. И, конечно, заяц был одним из символов Жизни, рождающейся вновь и вновь. Возможно, поэтому на знаменитой золотой скифской бляхе оленя (курган Куль-Оба, Украина) заяц как символ жизни бесстрашно размещен в животе (живот тоже часто связан с жизнью) между двумя хищниками - львом и грифоном, несущими смерть", - пишет историк Джулия Гани.