Что не так с заявлениями министра Аймагамбетова о нововведениях в казахстанском образовании – эксперт

В начале недели казахстанские СМИ опубликовали обширное интервью с главой МОН Асхатом Аймагамбетовым. Министр достаточно подробно высказался о новшествах в отечественной системе образования и ряде проблемных моментов в этой связи. Однако обозначенные им моменты вызвали вопросы у экспертов в образовательной сфере.

Корреспондент медиа-портала Caravan.kz вместе с директором издательского дома «Көкжиек-Горизонт» и учителем, педагогом-мастером (1991-2019) Натальей Новосельцевой разобрали тезисы, озвученные г-ном Аймагамбетовым в ходе интервью.

Первое, на что обратила внимание эксперт, – это высказывание министра о том, что действующие школьные программы и сам госстандарт были утверждены еще в 2015 году, а начали их внедрять в школы поэтапно с 2016 по 2021 год. «Фактически эта реформа была самой крупной реформой в школьном образовании за 30 лет, потому что поменялась образовательная парадигма», - обозначил г-н Аймагамбетов.

«За 30 лет ГОСО (государственный общеобязательный стандарт образования) менялся несколько раз, - подчеркнула Новосельцева. - Тенденция вносить в ГОСО изменения была всегда, но давайте разберемся, как часто менялся ГОСО и почему. Министр говорит о смене парадигмы, что это значит? И как часто в ГОСО вносят изменения?

Например, второй казахстанский ГОСО 2002 года был в обороте 10 лет, в него три раза вносили изменения.

Многострадальный ГОСО 2012 года! В 2012 году МОН РК заявляло о введении нового ГОСО тоже как о самой крупной реформе в школьном образовании. Нельзя не согласиться: ведь был введен системно-деятельностный подход, образовательные результаты делились на предметные, деятельностные, и личностные. Был список компетенций. Но потом в этот ГОСО четыре раза вносились изменения (постановления правительства РК № 327, № 292, № 484, № 485), и он получил в итоге обновленное содержание образования (далее ОСО).

Сейчас и школьники, и дошкольники, и студенты вузов учатся по ГОСО 2018 года всех уровней образования, в котором есть ОСО. Но и в этот ГОСО вносились изменения в 2020 и в 2021 году (приказы МОН РК № 182, № 372, № 362). 

Для удобства и наглядности – такая таблица:

 ГОСО

 Период использования

 Количество правок

 Сколько лет просуществовал

 ГОСО 2002

 2002 – 2012 г

 3

 10

 ГОСО 2012

 2012 – 2018 гг.

 4

 6

 ГОСО 2018

 2018 – 2022 гг.

 3

 4

 ГОСО 2022

 2022 - ?

 ?

 ?

А теперь посмотрим на все это глазами ученика. Представьте, что ваш ребенок или внук поступил учиться в школу в 2014 году. В 2016 году вводится ОСО, но наш малыш во 2 классе, он продолжает учиться по старой программе до 4 класса. В 2018 году он идет в 5 класс, вступает, так сказать, в обновлённое содержание образования. Представьте, с 1 по 4 класс у нашего малыша был английский язык 1 час в неделю, а в 5 классе – БА-БАХ! – трехъязычие: английский 3 раза в неделю и уровень владения языком А2 средний! Заметим, что никаких уровней владения языком в 1-2-3-4 классах у нашего ребеночка не было, да и часов бы не хватило освоить хотя бы А1 средний. Сейчас наш школьник закончил 8 класс. И когда он придет 1 сентября 2022 года в школу, это будет его ТРЕТИЙ ГОСО. Вы хотите сказать, что меняется парадигма образования… Три раза на одном конкретном ученике?» - вопрошает эксперт. 

В своем интервью министр Аймагамбетов обратил внимание на успехи эстонского образования. «Для сравнения: Эстония – одна из постсоветских стран и мировых лидеров по результатам PISA – с 1987 года по сегодняшний день обновила учебную программу четыре раза», - отметил глава ведомства. Новосельцева в свою очередь считает, что сравнение Казахстана и Эстонии в данном ключе представляется не совсем уместным. 

«Для сравнения: в 2021 году в Эстонии пошли в первый класс 14 тысяч, а в Казахстане более 380 тысяч детей. Это значит, что ровно в 27 раз меньше проблем в школьном образовании Эстонии, по сравнению с нашими проблемами… А если серьезно, то с 2015 года мы уже сделали практически кальку с эстонских куррикулумов: те же сквозные темы, цели в программах практически созвучны, оценивание тоже такое же, как в Эстонии… Но эстонские школьники показывают высокие результаты в международных мониторинговых исследованиях (первое место в PISA), а мы в этом же рейтинге на пятом месте с конца. Почему? Программы в Эстонии менялись тоже своеобразно: сначала ОСО ввели в классах с эстонским языком обучения. Классы с русским языком обучения оставили на старых программах. Результаты исследования PISA показали, что качество образования в классах с эстонским языком обучения значительно лучше остальных классов, тогда было принято решение ввести ОСО и в классах с русским языком обучения. Надо признать, что ОСО в Эстонии поддерживалось абсолютным большинством населения. У нас до сих пор засекречена информация о разнице в результатах по языкам обучения. Единственное, что было озвучено, что результаты учеников, обучающихся на казахском языке, значительно ниже.

Про исследование PISA могу говорить много, но продолжим цитирование. Г-н Аймагамбетов заявил, что «у нас в 2016 году по обновленным программам стали учиться сначала первые классы, в 2017 году перешли 2, 5, 7 классы, и так поэтапно переходили классами до 2021 года». Такие скачки действительно ни к чему хорошему не привели. Выше мы привели пример с ребенком, который пошел в школу в 2014 году. Еще хуже была ситуация, если ребенок поступил в школу в 2012 году. Обновленка настигала его в 7 классе. Да еще и часть предметов на английском языке… Такому ребенку было очень-очень трудно. Отсюда и родительский негатив в сторону ОСО, который затем перерос в негатив общественный», - обозначила издатель.

О чем еще рассказал Асхат Аймагамбетов? Два года «министерство проводило мониторинг и анализ внедрения этих программ. Действительно, есть аспекты, которые нужно доработать. Сейчас создана рабочая группа из лучших педагогов, методистов, ученых, экспертов, они под эгидой Национальной академии образования работают над этим».

Для справки. Всемирный банк реконструкции и развития предоставил Казахстану заем на сумму «всего лишь» в 67 млн долларов США на «Проект модернизации среднего образования». Так что не надо называть это «обновлением обновленки», есть вполне культурное название «модернизация», подчеркнула Новосельцева. Подписан проект от Казахстана Е. Сагадиевым, но реализует проект А. К. Аймагамбетов. Деньги поступили, их надо освоить. С какими процентами эти деньги придется отдавать Казахстану и когда отдавать – в отчете не говорится… Время завершения проекта 31 декабря 2022 года. Но есть один момент: курс, по которому были приняты доллары - 360 тенге за 1 доллар. А отдавать будем по нынешнему курсу + проценты. Получили 24 120 000 000 тенге, отдавать надо 28 810 000 000 тенге (если сегодня и без процентов). Разница 4 миллиарда тенге, только на эти деньги можно построить 4 школы на 1200 мест.

«Итак, нас ждет модернизация системы образования: новый ГОСО, новые программы напишут летом 250 лучших педагогов и ученых. Кстати, на поддержку усовершенствования системы начального и среднего образования по проекту ВБ выделяется всего $9,72 млн. Обратим внимание на слово «доработать». Получается, учителя все это время учили детей по недоработанным сырым программам? И разработчики учебников вынуждены были создавать учебники по недоработанным программам? А затем мы проверяли знания учеников, которые они получили по недоработанным программам…» - сказала нам эксперт-педагог.

Говоря о необходимых доработках в образовательных стандартах, министр обратил внимание на учебники истории: «Например, историки говорили, что изучение истории начинается в 5 классе, но это не совсем соответствует возрастным особенностям. А в 6 классе за один год дети должны пройти историю 12 веков – с V по начало XVIII века...»

«Уважаемый Асхат Канатович, Вы же историк. Что Вам мешало взять в руки этот учебник на этапе его апробации (2019 год)? В ваших же силах было не допустить такой учебник в школы. Да и другие учебники не мешало бы министру не просто взять в руки, а прочитать от корки до корки», - сказала издатель.

На вопрос о том, когда планируется ввести новшества в программу, министр ответил: «Разработка программы – дело не одного дня. Мы создали рабочую группу, которая уже работает над этим. Дальше будет апробация, только потом внедрение. Здесь спешки не должно быть».

В этой связи Новосельцева обратила внимание, что в обществе бытует мнение, что государство тратит большие деньги на разработку и апробацию учебников.

«Это не так. Разработка и апробация происходят исключительно за счет издательств. МОН тратит деньги только на экспертизу. И затем учебники закупаются за деньги местных акиматов.

Вопрос по апробации. Зачем еще одна апробация? Непонятно следующее: программы только дорабатываются, то есть, по сути, остаются те же самые. Зачем еще одна апробация программ? Предположим, что апробация все-таки будет. То есть будут выбраны школы, в которых дети на год раньше всех остальных столкнутся с новыми учебниками, с новыми правилами, возможно, с новым оцениванием. Почему не спрашивают мнения родителей, хотят ли они, чтобы их дети ОПЯТЬ находились, по сути, в условиях эксперимента? Общеизвестно, что для любого образовательного эксперимента достаточно 100-200 респондентов. Важное условие успешности любого образовательного эксперимента – это добровольность участия.

Апробация ОСО проходила весьма странно. Каждая школа (из тех, кто участвовал в апробации) получала только УМК (учебно-методические комплексы) одного или двух издательств Затем, не имея возможности сравнить учебники разных издательств, учителя писали отзывы и свои замечания, которые издатели УМК обязаны были учесть. Но исправлять надо было программы, не учебники», - резюмировала эксперт.

В заключение Наталья Новосельцева выдвинула следующие предложения:

  • Создать портал для публичного обсуждения типовых учебных программ с возможностью добавления альтернативных программ.
  • Указывать авторов программ и ГОСО.
  • Министру лично необходимо читать каждый учебник на этапе его апробации, вести регулярные встречи с издательствами и с авторскими коллективами.
  • Апробацию вести только на добровольных началах, с согласия родителей, с участием не более 100-150 учеников. Замечания адресовать разработчикам программ.
  • Внедрение МСО (Модернизированное содержание образования) только последовательное: сначала 1 класс, затем второй, затем третий и т.д.
  • Комплекты ВСЕХ апробируемых и вводимых альтернативных учебников должны быть в школьных библиотеках. Это даст возможность учителю сравнить УМК разных издательств, а также использовать материалы альтернативных учебников.
  • Прежде чем проводить апробацию, подготовить нормативно-правовую базу для организации апробации за счет средств государства, с мониторингом не только эффективности программ, но и медицинским мониторингом состояния ребенка: пульс, утомляемость, гормональные всплески, эмоциональное состояние.