Признайтесь, не раз приходилось наблюдать такую картину: сидит за столом в кафе или в гостях где-нибудь компания казахстанцев, мирно беседует, и тут всплывает какая-нибудь тема – например, изменения в законах или перестановки во власти. Разговор перетекает в спор, и каждый с пеной у рта и загибанием пальцев расскажет вам, почему ему это не нравится. Иногда это “не нравится” сопровождают столь замысловато-конспирологические аргументы, что диву даешься!
При этом степень осведомленности спорщиков о предмете критики равно такая же, как у любого среднестатистического гражданина. То есть почти нулевая.
В последнее время споры перекочевали в соцсети. Там хлебом не корми – дай высказать свое мнение и в хлам разругаться со всеми, кто с вашим мнением не согласен.
Свое “фе” граждане готовы высказать по любому поводу, но мы определили несколько сфер, которые, на наш взгляд, оказываются под постоянным шквалом стрел недовольства со стороны сограждан.
Итак, наш рейтинг самых критикуемых областей жизни.
Наши сограждане, пожалуй, самый придирчивый народ в отношении того, как страна выглядит в глазах других жителей Земли. Достаточно вспомнить фильм о Борате или недавний скандал с фотографией алматинского кондуктора, попавшей в Сеть. А до этого – ураган возмущения по поводу фотографий южной столицы, которые выложил в Сеть московский блогер: старые улочки с побитым асфальтом, грязные дворы. Надо отметить, что алматинцы и сами частенько выкладывают подобные фото – куда, мол, смотрят городские власти? Но когда то же самое сделал заезжий гость, вскипели гневом – почему снял задворки, а не парадный вход?!
Брошенный недавно клич “Покупай казахстанское!” также не обошелся без косых взглядов. Одни принялись с энтузиазмом разыскивать на полках казахстанские товары – и выражать свое возмущение их отсутствием. Другие с неменьшим пристрастием обсуждают ассортимент, качество и цены на “свое” – мол, недотягиваем!
Рост цен – особая форма издевательства над потребителем, считают критики ценообразования в стране. Это излюбленная тема для постоянного недовольства. Любители путешествий с готовностью подливают масла: а вот в Европе (Америке, России, Киргизии) все гораздо дешевле! Почему же мы переплачиваем втридорога? Обидно!
Ничто, пожалуй, не вызывает столь сильного недовольства, как состояние медицины и образования. Будьте уверены, рассказ о некомпетентном враче или злой учительнице получит массу откликов! У каждого в запасе имеется пара-тройка подобных историй. Правда, есть у нас подозрение, что сами врачи и учителя тоже создают в соцсетях свои тайные группы, где делятся ужасными историями о неблагодарных пациентах и скандальных родителях – поверьте, они ими тоже недовольны.
Ругать законы уже стало привычкой. С одной стороны, мы требуем, чтобы закон для всех был одинаков (особенно когда в скандалах замешаны известные люди, чиновники и их близкие). С другой – как только закон касается лично кого-то из нас, начинаем вопить, что он слишком суров, несправедлив, и вообще “кто-то придумал его под себя”. Тут же начинается поиск знакомых, способных “уладить” ситуацию. Так что сюда же можно отнести наше вечное недовольство коррупцией и парадоксальную готовность давать взятки чуть ли не по любому поводу – мол, “система так устроена”.
Мы все отлично знаем, каким воздухом дышим, какую воду пьем и чем питаемся – и это повод для постоянных недовольных разговоров. Но опять же – чисто побрюзжать. Да, мы горой встаем за Кок-Жайляу, но при этом вряд ли откажемся от внедорожника в пользу малолитражки и уж точно не пересядем на велосипед, чтобы в городе стало легче дышать.
Продолжая тему соблюдения законности, обожаем критиковать полицию и суды. Приводить кучу примеров самоуправства, подтасовки фактов и откровенного наплевательства, хотя, случись что, все равно обращаемся к ним за помощью. То же самое с судами. Те, кто проиграл в судебном споре, обычно заваливают различные инстанции и СМИ письмами о том, что “в суде все куплено”. А уж сколько гневных постов в соцсетях на эту тему!
Молодежь ругали во все времена. И казахстанцы – не исключение. По мнению старших, молодежь плохо воспитана, малообразованна, сексуально распущена и не хочет трудиться.
“На кого страну оставим?!” – сокрушаются недовольцы.
Отдельная тема для брюзжания – иностранные работники, которые “приедут и займут все рабочие места”. Однако на поверку оказывается, что сами казахстанцы не очень-то хотят трудиться там, где вкалывают гастарбайтеры: там обычно много работы при малой оплате. А вот когда иностранцы занимают места в руководстве компаний, да еще с хорошей зарплатой, тут не просто недовольство, а таки бурное возмущение – быть начальниками мы и сами смогли бы!
Чиновниками мало кто бывает доволен. Министры, депутаты, акимы всегда под прессом народной критики.
Возможно, за этим стоит желание конкретного казахстанца самому занять высокое кресло? Дескать, уж я-то точно знаю, как навести порядок в государстве, рулить производством, писать законы и привести страну к всеобщему счастью. Послушаешь, и даже обидно становится – такие таланты пропадают!
Готовя этот материал, мы обратились к официальной статистике жалоб граждан, которую нам предоставил политолог Марат ШИБУТОВ. Оказалось, что первые места в топ-десятке жалоб занимают обращения по поводу плохой работы органов следствия и дознания, судов, органов здравоохранения и ЖКХ, в “фаворитах” также трудовые отношения, пенсионное и социальное обеспечение. На последних местах – вопросы землепользования и банковской деятельности.
Политолог считает, что постоянное недовольство казахстанцев – типичное для развивающихся стран явление.
– Такие страны достигли определенного уровня, который им позволяет уже сравнить свою жизнь с жизнью развитых стран. У людей разрыв между желаниями и возможностями, и это все выливается в жалобы, которые благодаря Интернету принимают массовый характер.
Чем реально люди недовольны, можно увидеть по жалобам в государственные органы – справедливость, социальная сфера, инфраструктура, взаимоотношения государства и человека, а также образование и отдельные экономические вопросы. То есть те вопросы, которые волнуют практически всех в мире. Просто приоритеты меняются местами. Единственное, что, может, нас отличает, – жалобы на банковскую деятельность, народ набрал кредитов и теперь отдавать не хочет. Повысится уровень жизни, улучшатся судебная практика и инфраструктура, и жалоб станет меньше. Тут все просто: если люди жалуются на плохую канализацию – надо ее просто починить.
Депутат парламента Меруерт КАЗБЕКОВА, отвечая на вопрос, почему, по ее мнению, казахстанцы часто бывают недовольны депутатами и принимаемыми законами, ответила:
– Всегда найдутся люди, которые будут недовольны. Обычно они сами и не пробуют что-то изменить. Хочется их спросить: “А что ты сделал, чтобы было лучше?”. Что касается законотворчества – это такой процесс, который постоянно меняется. Бывает, что принимают закон, а люди привыкли по старинке. Как это было с законом о дорожном движении. Много полезных норм было принято, повышены размеры штрафов, а шум поднялся только по поводу автокресел. Потому что не была проведена работа органов, реализующих закон в жизнь, профильных министров.
Да, есть конструктивная критика, которая помогает исправлять ошибки, промахи. Но чаще это просто нытье несостоявшихся в жизни людей. Особенно это заметно по социальным сетям. Хотя в целом, думаю, наши люди в большинстве своем оптимисты.
Однако адвокат Джохар УТЕБЕКОВ не согласен с тем, что процесс принятия законов так уж хорош:
– Все упирается в непрозрачность для общества процесса зарождения закона и его обсуждения. Вся подготовительная работа проходит кулуарно. Когда законопроект попадает в стены парламента, простым гражданам неизвестно, что предложил тот или иной депутат, что в итоге изменилось, а что осталось. Два ярких тому примера – нормы об отмене декретных и об автокреслах. Думаю, нужна некая площадка для обсуждения законов гражданами. Может быть, на базе электронного правительства?
Эксперты в области социальной психологии утверждают: зрелость нации определяется ее самостоятельностью в принятии решений, независимостью в оценке своей жизни и происходящего вокруг. Судя по нашему вечному недовольству всем и вся, мы все еще далеки от “взрослости”.
С этим согласна и психоаналитик Анна КУДИЯРОВА:
– Как-то к Зигмунду Фрейду пришли молодожены с 6-месячным ребенком и спрашивают: “Подскажите, как нам вести себя, чтобы ребенок был довольным, не имел комплексов? А тот отвечает: “Он никогда не будет вами доволен вполне. Потому что с позиции ребенка все будет неправильно”.
Мы, казахстанцы, тоже – как дети, а государство и правительство – мама с папой. Поэтому что бы они ни делали, мы будем недовольны. Ведь в памяти каждого есть райский период: когда вы заплакали – вам сиську в рот, вы захныкали – вас взяли на руки… Мы хотим семь дней в неделю, 24 часа в сутки получать удовольствие. И это представление порой переносим в нашу общественную жизнь.
– Как-то не очень приятно звучит. Есть ли в этом хоть один положительный момент?
– В недовольстве есть польза. В разумных пределах, конечно. Продолжая сравнение с ребенком – если удовлетворять все его потребности, он перестает развиваться. Так и нам должно чего-то всегда не хватать, чтобы мы старались обеспечить себе это, искали пути решения.