Что напел писатель композитору?

15 мая мир отмечал 130-летие автора “Мастера и Маргариты”. Казалось бы, и этот роман, и все другие произведения Михаила Булгакова досконально изучены, и темных пятен в творчестве нет уже давно. Но оказалось, что это не так. Возможно, единственная музыкальная импровизация писателя могла навсегда остаться неизвестной, если бы листочек с нотной записью не попал в руки павлодарского музыковеда, литературоведа и пытливого исследователя Наума Шафера. Обнаружил он ее в отделе рукописей в библиотеке им. Ленина в Москве. Кто-то другой повертел бы листок да отложил. Но Наум Шафер сразу понял, что находка сенсационная, и не ошибся. Ноты были записаны рукой знаменитого композитора Исаака Дунаевского, которому друг – писатель Михаил Булгаков, напел сочиненную им польку. Этот случай когда-то в своем дневнике описала супруга Михаила Булгакова. Она явилась свидетелем того, как композитор подхватил напетые такты и тут же принялся с ними играть.

“Но Дунаевский не только импровизировал – он, оказывается, сделал нотную запись мелодии Булгакова и тем самым спас ее от забвения”, – констатировал Наум Шафер.

Эту фразу он включил в аннотацию к пластинке, записанной им с помощью друзей и спонсоров в 1993 году. Так, булгаковская полька была сохранена для потомков. Это изюминка винилового диска, но и другие записанные на нем композиции мало кто слышал ранее. По сути, это собрание фортепианных произведений Исаака Дунаевского, которые публично не исполнялись, их он играл только в доме Михаила Булгакова. Много лет Наум Шафер разыскивал их по частным и государственным архивам. Помог ему и сын Исаака Дунаевского – Евгений. Это собрание стало открытием даже для искушенных российских музыковедов, которые благодарили казахстанцев за проделанную работу. Хранителю мировых культурных сокровищ подарили сборник его собственных музыкальных произведений

– Да, это было рождение пластинки “Исаак Дунаевский в гостях у Михаила Булгакова”, – рассказала “КАРАВАНУ” известная столичная пианистка и педагог Людмила ТОПОРКОВА, которую Наум Шафер пригласил для записи пластинки в Московскую консерваторию.

– Затем диск был выпущен Ташкентским заводом грампластинок. Была яркая презентация, многие люди искусства восхищались. Народная артистка СССР Татьяна Шмыга сказала, что можно позавидовать Казахстану, что опередили россиян, – вспоминает Людмила Топоркова.

Почти 30 лет назад тираж пластинки составил всего 10 тысяч экземпляров. Но сегодня ее может услышать каждый. Записи оцифровали, и теперь они размещены на сайте Павлодарского музея Наума Шафера. Сам музыковед и коллекционер, отметивший в этом году 90-летие, всегда ратует за то, чтобы его наследие приносило пользу человечеству. Свои многочисленные исследовательские работы, уникальную коллекцию грампластинок и библиотеку он давно завещал Казахстану.

ПАВЛОДАР