Что нам милей – котлеты или душевный разговор? 10 признаков петропавловского общепита

Каким бы транспортом вы, дорогие гости, ни прибыли в Петропавловск, первое, что вас встретит, – это наши рестораны. И на привокзальной площади, и при въезде в город со стороны аэропорта. И потом, куда бы вы ни направились, будьте готовы натыкаться на едально-питейные увеселительные объекты на каждом шагу.

Строительство ресторанов – похоже, бизнес-панацея Петропавловска. Когда в городе еще были пустые клочки земли и на них начиналась стройка, горожане даже не сомневались, что строят очередной ресторан. Угадывали безошибочно.

Как все эти заведения при столь настойчивой конкуренции умудряются выживать в городе с самой скромной зарплатой в стране? Загадка!

Удивительно, но при такой многочисленности рестораны Петропавловска обычно с клиентами не особо церемонятся.

Зазывать клиентов дорогостоящей рекламой, акциями, скидками, розыгрышами – ничего такого вы не дождетесь. Максимум, на что можно рассчитывать со стороны ресторана, – днем зайдете без оплаты входных (это примерно по тысяче тенге на каждого посетителя).

В чем причина такого отношения – непонятно. Но знающие люди говорят, что есть один наш чисто петропавловский секрет…

Рестораторы Петропавловска – это сплоченная компания. Имеют даже свою ассоциацию. Нередко владельцем нескольких объектов является один человек или одна семья. Ну а в своей семье (пусть даже это родство не по паспорту, а по принадлежности к бизнесу) друг друга стараются не обижать. Меню и цены в нем коллеги-конкуренты мониторят и держат на одном уровне.

Потому и средний чек во всех заведениях примерно одинаковый. Если желаете посетить заведение из категории VIP, готовьте тысяч 15–20 тенге для ужина на двоих. Вам подадут на эти деньги одно горячее, несколько видов закусок и салатов, напитки. Спиртное на эту сумму – в символических объемах. Трезвыми домой отправитесь. Но сытыми.

Общепит массового спроса – выпить, закусить, повеселиться – цена застолья на одну персону в пределах 5 тысяч тенге.

Особый разговор – о банкетах. Поточное ресторанное производство застольного удовольствия в Петропавловске – это, как правило, рестораны, а-ля совдеп в современном интерьере из китайских материалов. Типичный ремонт “азия под евро” – натяжные потолки, на полу – глянцевый керамогранит “под мрамор”, по которому дамы на шпильках передвигаются, как по льду. В фойе множество зеркал, в которые подвыпившие кавалеры частенько норовят выйти.

В этих братьях-близнецах даже расположение залов, как правило, одинаковое. Больше того, посуда тоже частенько одинаковая!

Не блещет оригинальностью и меню. Вернее, на бумаге варианты есть, а в наличии – то одно не подвезли, то другое не приготовят. В итоге заказчик просит: “Дайте, что у вас самое ходовое”.

Среди ходового в банкетных залах – запеченная семга, манты, мясная нарезка, салаты с языком и грибами из супермаркета. Потому и сами банкеты похожи один на другой – дежа-вю какое-то!

Хотя край, где живет более 100 национальностей, с готовностью предложит вам блюда любой национальной кухни.

Эта фраза звучит чуть ли не за каждым столиком петропавловского ресторана или кафе. А все потому что, во-первых, еду почему-то принято подавать намного позже, чем спиртное. Чем заниматься во время мучительного ожидания? Приходится пить…

Во-вторых, произносят эти слова, бросив разочарованный взор на содержимое тарелки. Чем себя еще утешить, если отдал кучу денег, а на громадной тарелке принесли крохотный кусочек яства? А если блюдо и на вкус оказалось так себе (а вы еще недостаточно выпили, чтобы этого не заметить), то остается только рукой махнуть: “И, правда, вкусно покушать и дома можно!”.

Так ресторанная еда обретает скромный статус всего-навсего закуски.

Но тут, честно говоря, не поймешь – то ли рестораторы задали такой тренд, то ли всего-навсего следовали пожеланиям петропавловцев? Ведь если честно, то заставленный яствами стол не так привлечет нашего человека, как возможность сэкономить на еде в пользу выпивки и зрелищ.

Зрелища – отдельная тема. Горожане любят живые песни, саксофон, бальные танцы и стриптиз под рюмочку. Репертуар опять-таки типичен, в тренде шансон.

Наша изюминка – к закрытию заведения артисты остаются без работы, но с деньгами. Все потому, что клиенты готовы заплатить, чтобы уже не слушать, а петь самим, не смотреть на танцы, а танцевать и даже… раздеваться – у шестов для стриптиза бывает столпотворение пробудившихся разгоряченных талантов.

Словом, петропавловцы ходят в рестораны и кафе, чтобы первое – выпить, второе – на других посмотреть, третье – себя показать. Не зовут – “пойдем в ресторан, клуб”, говорят емко – “пойдем в люди”.

Еще одна функция петропавловских ресторанов – это место душевных, а порой и душераздирающих разговоров “за жизнь”.

Какое бы событие ни собрало вас за столом – от семейного праздника до масштабного корпоратива, после нескольких первых рюмок кто-то обязательно проникновенно произнесет заветные слова “помните” или “знаете”… И понеслось!

Жажда общения вприкуску неистребима у петропавловцев и проявляется при наличии еды. Остроумное руководство одной из городских кафешек даже вывесило меню с расценками на дополнительные услуги. “Разговор с шашлычником (10 минут) за жизнь – 1 000 тенге, про футбол – 1 200 тенге, про машины – 1 200 тенге”. “Дать совет шашлычнику”, согласно прейскуранту – 5 000 тенге. “Стоять над душой”, вынуждая к разговору, – 1 500 тенге. Цена самой палочки шашлыка здесь 500 тенге.

Петропавловцы чтят традицию допивать. Уже никто не помнит, откуда взялась примета, мол, недопитое на дне бокала или рюмки – это слезы. Но граждане в нее свято верят и не оставляют на дне ни слезинки, то бишь ни капельки.

А вот доедать – не принято. Никакая примета не указывает на острую необходимость этого. Поэтому в городских заведениях общепита удивляются, если люди не забирают остатки блюд со стола с собой. Официанты привычно и без напоминаний упакуют вам недоеденную котлету.

А вот теперь главный наш гастрономический секрет. При изобилии ресторанов и кафе народ скучает по простым столовым, где можно съесть вкусную и недорогую котлету, борщ, такие привычные с давних времен столовские манты с луком и запахом мяса...

Удивительно, что куры гриль, семга в фольге, суши, жульен – на каждом шагу, а вот за нормальным борщом надо ехать на окраину города. Там, в промзоне, расположена советского образца столовая, которую знает каждый. И очереди за борщом километровые. Есть еще парочка мест, они тоже далеко от деловой части города. И это удивительно с точки зрения бизнес-инициатив.

Так кто в Петропавловске заелся – клиенты или рестораторы? Приезжайте, попробуйте и рассудите нас со стороны.

Петропавловск