В той местности, где могут быть спрятаны сокровища нацистов, я оказалась совсем по другому поводу. Из города Вроцлава казахстанская группа отправилась в одну из 14 свободных экономических зон Польши, что находится в районе Валбжиха.
Здесь на просторной зеленой территории разместились предприятия мировых гигантов в области машиностроения, производства синтетических материалов, бытовой техники, автомобильной, пищевой промышленности и других. Почему сюда едут работать? Все дело, как пояснило руководство спецзоны, в “инвестиционных грунтах” и помощи буквально во всем. Плюс в более низких налогах и расходах на оплату труда, чем в странах Западной Европы. Вице-президент спецзоны, представившийся нам фанатом Казахстана, выразил надежду увидеть здесь и казахстанские предприятия. Распрощавшись, мы отправились на прогулку вокруг спецзоны. Холмы, деревья, дорога… Вроде бы ничего выдающегося.
На пути к микроавтобусу наш провожатый – пресс-секретарь спецзоны Яцек СЕРДЕЧНЫЙ – неожиданно обратил внимание на железнодорожные рельсы и высокий земляной вал:
– Я не специалист по сокровищам, но, согласно легенде, здесь, в тоннеле, может быть захоронен тот самый “золотой поезд” нацистов. Тоннель могли взорвать при наступлении Красной Армии и похоронить поезд. Так как я здесь работаю, то не раз наблюдал за кладоискателями. Как-то они проводили работы на глубине 7 метров, но ничего не нашли. Исследователи утверждают: надо сверлить дыры на глубину 15 метров.
– Смотрите: идет человек с лопатой и каким-то предметом, возможно, очередной кладоискатель, – пресс-секретарь указал на мужчину в оранжевом жилете.
Золото Европы – в одном составе
Легенды о “золотом эшелоне” ходят в Польше с конца Второй мировой войны, и “золото Бреслау” даже вошло в книгу “100 великих кладов”. Перед войной в Бреслау жили богатые землевладельцы, аристократы. С февраля 1945-го советские войска пытались взять город, однако он держал оборону и капитулировал лишь 6 мая. Город был разрушен на 70 процентов. Обороной руководил обергруппенфюрер СС Карл Ханке. Якобы по его приказу при наступлении советских войск немцы отняли у населения золото, деньги. Но это капля в море. Стартовал сбор золота еще задолго до начала войны. В оккупированных странах нацисты забирали золото в монетах и слитках из банков, складировали в одном месте, а после якобы погрузили в тот самый поезд.
Казну пополняли и за счет узников концлагерей. Мы побывали в аду – лагере смерти Аушвиц-Биркенау, что в городе Освенциме. Только здесь ежедневно переплавляли до 15 килограммов золота – зубные коронки, нательные кресты, кольца, часы. Но это тема для другого материала.
“Немцы считали: война закончится, они вернутся и все заберут”
Как предполагают ученые, в том составе могут находиться и произведения искусства. Дело в том, что в Бреслау был знаменитый Королевский музей искусства и старины. В него нацисты свезли награбленные коллекции со всей Европы. Вес ценного груза эксперты называют разный – 300–350 тонн.
А еще есть предположение, что в нем может быть спрятана исчезнувшая Янтарная комната из Царского Села.
– Немцы считали: война закончится, они вернутся и все это заберут. Тогда никто не предполагал, что границы будут сдвинуты и здесь будет другая страна, – продолжает Яцек Сердечный. – Имеются исторические записи, в которых указано, что местному населению был отдан приказ – собрать все свои драгоценности и укрыть их в здании, где находилось командование полиции. Больше эти драгоценности никто не видел.
Одна из версий гласит: все драгоценности погрузили на машины и вывезли в Германию или в горы. Согласно другой, их загрузили в бронированный поезд. Свидетели утверждают: на ближайшей к Валбжиху станции поезд видели. А после он исчез. Остается полтора десятка километров дистанции, на которой он растворился.
Казахстанский интерес к таинственному эшелону
Много раз общественность Польши, кладоискателей из стран СНГ, в том числе Казахстана, будоражила новость об обнаруженном тайнике. Пару лет назад двое искателей сокровищ заявили, что знают, где спрятаны ценности. Они отправили письмо во Вроцлав и попросили 10 процентов от суммы клада. Сообщили, что золото нужно искать в одном из подземных лабиринтов (на территории Западной Польши их много, все они были сооружены узниками концлагерей). Часть лабиринтов находится вокруг старинного замка Ксёнж и под ним.
После Валбжих стал местом паломничества туристов. Через группу кладоискателей в соцсетях удалось выяснить: в Польшу отправились туристы из Украины, России, были и казахстанские кладоискатели.
– Мы не надеялись получить проценты с клада, хотя собирались помочь тем парням. Больше всего хотелось своими глазами увидеть горы золота, – написал житель Северного Казахстана Сергей. – Я верю в существование кладов. То, что кажется мифом, легендой, часто оказывается правдой. Жаль, что золото пока не нашли… Было много сообщений из разных мест. Думаю, к сокровищу подобрались очень близко.
– Сергей, знаете других кладоискателей из Казахстана, которые тоже интересуются “золотым эшелоном”?
– Есть такие люди, но они себя особо не афишируют, состоят в закрытых группах. Все они любители побродить с металлоискателем – в Казахстане ведь клады прямо под ногами. Многие состоятельные, часто ездят на Алтай, Дальний Восток, там тоже есть что поискать. Когда поднялась вся эта шумиха вокруг клада, видел двоих казахов-бизнесменов в Валбжихе. Они тоже узнавали про “эшелон”, гуляли по лесам. Один по-польски немного говорит. Люди увлеченные. Мы перекинулись несколькими фразами, но они держались обособленно. Знаю, наши студенты – их в Польше много – до сих пор выезжают в экспедиции на поиски золота третьего рейха. Это же приключение!
Обзвонила я казахстанских ученых, которые работают по польской тематике. Про поезд с сокровищами слышали все, но детально никто не занимался этим вопросом.
Призраки и тайны замка Ксёнж
Итак, далее путь нашей группы лежал к замку Ксёнж. Ведь, по одной из версий кладоискателей, польских ученых, железнодорожная ветка могла уйти в подземный тоннель, который вел к замку. Здесь тоже все пропитано “золотым духом”. В кафе, где мы обедали, лежат макеты золотых слитков, к которым так и тянутся туристы, чтобы запечатлеть их.
Узнав, что мы из Казахстана, официант сообщил: здесь побывали наши соотечественники.
Итак, замок основан в XIII веке. Расположен над обрывом, где течет река Пелчница, у Валбжихских гор. Сменил множество хозяев, перестраивался, разрушался и вновь строился. Прогулка по его залам и комнатам вызвала у меня не совсем приятные чувства. Хотелось поскорее выйти в сад! Возможно, потому что здесь живут призраки, о чем рассказала сотрудница замка. Один из них – Горбатый Янек, замученный и заживо закопанный где-то под камином. Работники замка уверены: пока его останки не обнаружат и не предадут земле, он так и будет приходить и наводить ужас на всех.
Два других призрака – белая и черная Дейзи, княжна, последняя владелица замка и родственница премьер-министра Великобритании. Она скончалась в 1943 году.
– Появление дамы в белом символизирует что-то хорошее, а вот в черном – брр… Лучше об этом не вспоминать, – поморщилась наш гид.
С 1938 года замок был собственностью Германии. А в 1944-м здесь начали оборудовать штаб-квартиру для Гитлера. Часть замка нацисты разрушили, организовали рытье тоннелей. Они выдалбливались на уровне до 50 метров узниками концлагеря Гросс-Розен. Есть версии, что там должны были базироваться хранилища оружия или химические лаборатории. При наступлении Красной Армии фашисты вывозили и уничтожали все ценное. Тогда же пропали знаменитые бусы Дейзи длиной 6 метров 70 сантиметров и стоимостью несколько миллионов долларов.
Что же скрыто в тоннелях – это тайна, которую и пытаются узнать кладоискатели.
Ранее польские СМИ писали, что начать масштабную операцию по поиску сокровищ третьего рейха – слишком дорогое мероприятие для бюджета маленького городка. Сообщалось и о том, что в горах при помощи современного оборудования проверены две штольни на глубине до 50 метров. И следов поезда не обнаружено. Но поляки, как и весь мир, продолжают верить в чудеса, ведь многие тайники времен Второй мировой еще ждут своих кладоискателей.
Кстати, недавно мир облетела новость: у берегов Исландии обнаружен затонувший немецкий корабль, перевозивший из Бразилии 4 тонны золота в 1939 году. По предварительным оценкам, груз тянет на 100 миллионов фунтов стерлингов.
АЛМАТЫ – ВРОЦЛАВ – ВАЛБЖИХ – АЛМАТЫ