Медиа-портал Caravan.kz объясняет, как реализация данной концепции положительно отразится на развитии социальной устойчивости в стране.
В соответствии со Стратегией "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства" (далее - Стратегия - 2050) страной взят курс на ускоренную модернизацию и индустриализацию, нашедшие отражение в Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира. Казахстан намерен использовать 15-20 - летнее "окно возможностей" для реализации пяти стратегических направлений: развитие человеческого капитала, совершенствование институциональной среды, становление наукоемкой экономики, формирование современной инфраструктуры и углубление международной интеграции.
Отнесение человеческого капитала к числу объективно-первостепенных условий социальной модернизации поставило на повестку дня необходимость преобразования экономических, социальных и общественно-политических институтов. В этих целях в 2014 году Правительством утверждена Концепция социального развития Республики Казахстан до 2030 года, направленная на создание условий для повышения качества и конкурентоспособности человеческого капитала, а также достижение высокого стандарта качества жизни для всех казахстанцев, в которой отражены стратегические задачи по реформированию социально-трудовых отношений, системы здравоохранения, образования и социальной защиты с отдельным фокусом на социальной поддержке материнства, детства и уязвимых групп семей.
Стоит отметить, что реализация гендерной политики в Республике Казахстан будет осуществляться на принципах:
- обеспечения равенства пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами вне зависимости от пола;
- недопущения дискриминации, гендерной ассиметрии в государственной и общественной жизни;
- формирования гендерного самосознания и искоренения гендерных стереотипов в обществе.
Достижения в сфере семейной политики:
Государственная семейная политика является составной частью социальной политики нашей страны и представляет собой систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного и кадрового обеспечения, направленную на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.
За годы реализации Гендерной стратегии была достигнута позитивная динамика в расширении прав и возможностей мужчин и женщин, состоящих в брачно-семейных отношениях.
В целях создания возможностей сочетания семейных обязанностей с трудовой деятельностью в трудовом законодательстве были закреплены нормы о правах родителей на гибкие формы занятости и отпуск по уходу за ребенком. Также нашли отражение нормы, закрепляющие особенности регулирования труда женщин, беременных женщин и женщин, имеющих ребенка (детей).
Наряду с этим, в комплексе мер по поддержке семей с детьми государством проводится поддержка посредством социальных пособий и услуг. Система предоставления социальных выплат включает в себя пособия на рождение ребенка и по уходу за ребенком до одного года, на воспитание ребенка-инвалида, государственное пособие на детей до 18 лет, специальное государственное пособие для многодетных матерей и семей.
Также в 2008 году были введены социальные выплаты на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), а также в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года из системы обязательного социального страхования.
С 2014 года в целях обеспечения адекватного размера пенсионных накоплений работающих женщин для получателей социальных выплат по уходу за ребенком дополнительно предусмотрено субсидирование обязательных пенсионных взносов.
В целях оказания содействия воспитанию детей в семье, материального стимулирования усыновителей и воспитателей предоставляются единовременные выплаты гражданам, усыновившим и удочерившим детей- сирот, пособия опекунам или попечителям на содержание ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, выплаты патронатным воспитателям.
Эффективность принимаемых государством мер социальной поддержки материнства и детства подтверждается положительной статистикой. Так, в сравнении с 2010 годом рождаемость выросла на 8,8%, если в 2010 году родилось 366,2 тыс. детей, то на 1 января 2016 года - 398,6 тыс. детей.
Численность населения Казахстана на 1 января 2016 года составила 17,670 млн. человек, в том числе женщин - 9,128 млн. (52%), мужчин - 8,542 млн. (48%). Прирост численности населения за 2015 год составил 266,4 тыс. чел., темп прироста - около 1,5% в год.
Значительные сдвиги в улучшении состояния репродуктивного здоровья произошли за годы реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2011-2015 годы "Саламатты Қазақстан".
Казахстан досрочно достиг целей развития тысячелетия ООН: материнская смертность снизилась в стране в 3,7 раза (с 45,6 в 2006 г. до 12,3 в 2015 г., на 100 000 родившихся живыми), детская смертность - в 1,5 раза (с 13,9 в 2006 г. до 9,4 в 2015 г., на 1000 родившихся). В перечень гарантированного объема бесплатных медицинских услуг включены услуги раннего скрининга рака молочной железы.
Принятый в 2009 году Закон Республики Казахстан "О специальных социальных услугах" существенно расширил спектр услуг, предоставляемых лицам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Доступ к бесплатным медико-социальным, правовым и социально-психологическим услугам получили члены семей с инвалидностью, социально-значимыми заболеваниями, освободившиеся из мест лишения свободы, оказавшиеся жертвами насилия и жестокого обращения, одинокие пожилые люди.
Определенный прогресс достигнут в профилактике бытового насилия. С 1 января 2010 года в Казахстане был введен в действие Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года "О профилактике бытового насилия".
В стране созданы специальные подразделения по защите женщин от насилия (в 133 из 247 районных отделов внутренних дел введена в штат должность инспектора по делам женщин и детей). С каждым годом растет количество защитных предписаний, которыми воспользовались жертвы домашнего насилия.
Во всех регионах Казахстана функционируют 28 кризисных центра (17 с приютом), тогда как в 2006 году в 10 регионах действовали только 24 центра, в которых оказывают жертвам насилия бесплатные медико-социальные, социально-правовые, социально-психологические услуги, а также услуги временных приютов. Ежегодно во всех регионах проводятся информационно-просветительские акции "16 дней против насилия в отношении женщин".
Организована деятельность ресурсных центров поддержки семьи. В системе формального образования получили развитие общественные объединения отцов, участвующих в нравственном и патриотическом воспитании школьников.
Учрежден День семьи, ежегодно проводится Национальный конкурс "Мерейлі отбасы", утвержден Общенациональный план по укреплению семейных отношений, морально-этических и духовно-нравственных ценностей на 2015 - 2020 годы, который реализуется по трем направлениям: укрепление семейных ценностей, формирование здорового образа жизни, построение Общества всеобщего труда, введен институт Уполномоченного по правам ребенка, призванный обеспечить защиту прав и законных интересов детей.
Одним из самых актуальных вопросов стоит отметить репродуктивное здоровье мужчин и женщин. Около 16% браков являются бесплодными, за что в равной степени ответственны как мужчины, так и женщины. Деструктивное отношение мужчин к своему здоровью, злоупотребление вредными привычками, склонность к рискованному поведению на производстве ведут к хроническим заболеваниям и смертности в экономически активном возрасте. Кроме того, Казахстан занимает первое место по распространенности рака женщин.
Достижения в сфере гендерной политики:
Мировая практика показывает, что гендерные вопросы являются приоритетными направлениями государственной политики во многих странах. Международное сообщество регулярно отслеживает рейтинги в области гендерного равенства. Одним из наиболее авторитетных является индекс гендерного разрыва Всемирного экономического форума (далее - ВЭФ). Согласно данному индексу ВЭФ Казахстан по итогам 2015 года занимает 47 место из 145 стран.
С момента присоединения к Пекинской декларации в 1995 году государство целенаправленно взяло курс на формирование гендерной политики. В декабре 1998 года Указом Главы государства была создана Национальная комиссия по делам семьи и женщин.
Приняты и реализованы Концепция гендерной политики до 2006 года, Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006 - 2016 годы, которые позволили сделать дальнейшие шаги по созданию и совершенствованию национального законодательства в интересах гендерного равенства.
Основным законодательным актом в сфере гендерной политики является принятый в 2009 году Закон Республики Казахстан "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин".
В рамках реализации гендерной политики были приняты следующие меры:
По данным Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, увеличено количество женщин в выборных органах власти. Так, в Мажилисе Парламента Республики Казахстан в первый год реализации Гендерной стратегии (2006 г.) доля женщин составляла 10,4%, а в завершающем году (2016 г.) она увеличилась до 27,1%.
В местных представительных органах власти всех уровней представленность женщин в 2016 году достигла 22,2% от общего числа избранных депутатов, в то время как в 2006 году она ограничивалась 16,7%.
Увеличилось количество регионов, в которых доля женщин-депутатов приблизилась к 30% барьеру. В их число вошли Костанайская (31,6%), Павлодарская (29,6%), Северо-Казахстанская (28,1%), Западно-Казахстанская (26%), Восточно-Казахстанская (25,9%) и Акмолинская области (25,7%). В 2006 году такие показатели регистрировались только в Костанайской области.
Численность женщин среди всех административных государственных служащих составила 55,2% (в 2005 году - 59,2%). В Швеции данный показатель составляет 71,8%, Франции - 62,3%, Австралии - 57,5%, Японии - 41,9%, в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) - 57,4%.
Сегодня неправительственные организации играют большую роль в общественно-политической жизни страны. В целом за последние 5 лет по республике было реализовано более 500 социальных проектов в сфере гендерной политики.
Казахстанский рынок труда характеризуется высокой женской занятостью, наличием квалифицированных работников и низким уровнем безработицы. Если уровень безработицы женщин в 2006 году был 9,2%, то в 2015 году составил 5,7%, женщины составляют 50,3% общей численности наемных работников.
Соотношение заработной платы женщин относительно мужчин увеличилось с 62 % в 2006 году до 66 % в 2015 году. Для сравнения, в Канаде в 2015 году заработная плата женщин относительно мужской составляла 81,4%, в Чехии - 83,5%, а в Норвегии - 93%. В Казахстане такое соотношение обусловлено тем, что мужчины в большей части работают в сферах промышленности (нефтегазовая, горнодобывающая, обрабатывающая), транспорта и строительства, в которых заработная плата выше среднереспубликанского показателя. В этих секторах зачастую запрещается использование женского труда в связи с наличием тяжелых и вредных факторов.
Расширяются экономические возможности женщин. Совместными усилиями Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике (далее - Национальная комиссия по делам женщин) и уполномоченных государственных органов в республике сформировался динамичный сектор женского предпринимательства.
Активная роль женщин проявляется, в первую очередь, в малом и среднем бизнесе (далее - МСБ). До реализации Гендерной стратегии доля женщин в бизнесе составляла 38%, на сегодня - 50%. Согласно статистическим данным 44,2% всех действующих субъектов МСБ страны возглавляют женщины (в Великобритании данный показатель - 20%, в Канаде - 15,5%, Южной Корее - 35,9%), которые обеспечивают 31% всех рабочих мест в секторе МСБ Казахстана.
Женское предпринимательство охватывает оптовую и розничную торговли, где их доля составляет 60,5% от общего числа таких предприятий, 61,1% предоставляют операции с недвижимым имуществом, 21,1% — в сельском хозяйстве.
Реализация семейной политики в Республике Казахстан будет осуществляться на принципах:
- равенства прав, возможностей и обязательств супругов в выполнении семейных функций;
- доступности условий для наилучшего функционирования семьи;
- самостоятельности семьи в принятии решений относительно своей жизни;
- ответственности семьи за воспитание, образование и развитие личности ребенка (детей) и сохранение его здоровья;
- партнерства семьи, общества и государства;
- адресности и инклюзивности в реализации государственной семейной политики с учетом нужд и потребностей семей;
- нулевой терпимости ко всем видам бытового насилия;
- нетерпимости к аморальному поведению в обществе.
Основные принципы и подходы в формировании гендерной политики
Современная государственная политика Казахстана, нацеленная на достижение равенства женщин и мужчин в обществе, направлена на преодоление всех форм и проявлений дискриминации по половому признаку, создание политических предпосылок и необходимых социальных условий для наиболее полной реализации способностей женщин и мужчин во всех сферах трудовой, общественной и личной жизни.
Как показывает мировая практика, эффективность реализации гендерной политики напрямую зависит от раннего восприятия подрастающим поколением пропагандируемой идеологии, стереотипов поведения, духовных ценностей.
Таким образом, от качества воспитания молодого поколения в большой степени зависит его мировоззрение и отношение к политике государства в различных сферах общественной жизни.
Расширение прав и возможностей как женщин, так и мужчин для максимально эффективного стимулирования более инклюзивного и устойчивого развития общества требует четкого комплексного видения гендерного равенства в обществе.
Совершенно очевидно, что логическим звеном внедрения комплексного гендерного подхода должно стать повышение компетентности представителей властных структур, частного и гражданского сектора в вопросах гендерного равенства, экспертизы и оценки.
Реализация гендерной политики в Республике Казахстан будет осуществляться на принципах:
- обеспечения равенства пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами вне зависимости от пола;
- недопущения дискриминации, гендерной ассиметрии в государственной и общественной жизни;
- формирования гендерного самосознания и искоренения гендерных стереотипов в обществе.
Цели, задачи, период реализации и целевые индикаторы Концепции.
Целями государственной семейной политики являются поддержка, укрепление и защита семей, создание необходимых условий, способствующих физическому, интеллектуальному, духовному, нравственному развитию семей и их членов, охрана материнства, отцовства и детства.
Целями государственной гендерной политики являются достижение паритетных прав, выгод, обязанностей и возможностей мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности общества, преодоление всех форм и проявлений дискриминации по половому признаку.
Для достижения поставленной цели по государственной семейной политике необходимо обеспечить решение следующих задач:
- совершенствование законодательства в сфере семейной политики, а также приведение его в соответствие с международными стандартами, рекомендациями ООН, ЦУР и ОЭСР;
- устранение разрывов в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин, а также обеспечение необходимых условий для охраны их здоровья, включая планирование семьи;
- обеспечение прав и охраны интересов детей, содействие их физическому, интеллектуальному и духовному развитию;
- формирование позитивного образа семейной жизни, повышение духовно-нравственных ценностей общества, усиление воспитания подрастающего поколения;
- повышение эффективности системы защиты семей, нуждающихся в социальной защите, в том числе семей с несовершеннолетними детьми;
- снижение фактов насилия ко всем членам семьи, в том числе по признаку пола;
- повышение качества государственных социальных услуг, предоставляемых семье, до уровня стран ОЭСР.
Для достижения поставленной цели по государственной гендерной политике необходимо обеспечить решение следующих задач:
- совершенствование законодательства в сфере гендерной политики, а также приведение его в соответствие с международными стандартами, рекомендациями ООН, ЦУР и ОЭСР;
- создание механизмов и условий для эффективного планирования и координации действий центральных и местных органов власти по реализации гендерной политики;
- обеспечение 30% представительства женщин в исполнительных, представительных и судебных органах власти, государственном, квазигосударственном и корпоративном секторах на уровне принятия решений;
- обеспечение условий для увеличения доли женщин, владеющих материальным активом (земля, имущество, предприятия, ИП и пр.);
- расширение участия женщин в экономике через создание равного доступа к рынку труда, финансовым и иным ресурсам;
- оказание целевой поддержки женщинам в сельской местности через механизмы развития женского предпринимательства;
- обеспечение научно-методического сопровождения семейной и гендерной политики и непрерывного всеобщего гендерного просвещения населения;
- обеспечение условий, влияющих на сокращение гендерного разрыва в средней заработной плате мужчин и женщин;
- экспертиза и оценка на предмет внедрения гендерных подходов в систему государственного и бюджетного планирования и их учет при разработке нормативных правовых актов, направленных на обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин;
- расширение участия женщин в обеспечении мира и безопасности.
Периоды реализации:
На первом этапе (2017 - 2019 годы) планируется обеспечить реализацию мероприятий по дальнейшему развитию достигнутых результатов в семейной и гендерной политике, которые будут предусмотрены в Плане по реализации Концепции гендерной и семейной политики на 2017-2019 годы.
На втором этапе (2020 - 2022 годы) планируется начать реализацию долгосрочных задач и мероприятий семейной и гендерной политики Казахстана.
На третьем этапе (2023 - 2030 годы) будут реализованы долгосрочные задачи и мероприятия семейной и гендерной политики Казахстана, направленные на достижение целей устойчивого развития, в свою очередь, способствующие вхождению в число 30-ти самых развитых государств мира.
Целевые индикаторы:
- Гендерный разрыв в ожидаемой продолжительности жизни мужчин относительно женщин к 2020 году составит 8,5 лет, к 2023 - 8 лет, к 2030 - 7 лет.
- Доля расторгнутых браков на количество зарегистрированных браков к 2020 году составит 32%, к 2023 - 30%, к 2030 - 25%.
- Коэффициент абортов на 1000 женщин репродуктивного возраста к 2020 году составит 17,0, к 2023 - 15,0, к 2030 - 10,0.
- Снижение зарегистрированных фактов бытового насилия в отношении женщин в 2020 году - на 20%, к 2023 - на 30%, к 2030 - на 50%.
- Снижение зарегистрированных фактов насилия в отношении детей в 2020 году - на 20%, к 2023 - на 30%, к 2030 - на 50%.
- Доля средней заработной платы женщин к заработной плате мужчин составит в 2020 году - 70%, в 2023 - 73%, в 2030 - 75%.
- Доля женщин относительно мужчин, владеющих материальным активом (земля, имущество, предприятия, ИП и пр.), к 2020 году увеличится на 5%, к 2023-на 7%, к 2030-на 10%.
- Доля женщин в исполнительных, представительных и судебных органах власти, государственном, квазигосударственном и корпоративном секторах на уровне принятия решений составит к 2020 году 22%, к 2023 - 25%, к 2030-30%.
- Доля женщин в обеспечении мира и безопасности составит к 2020 году - 8%, к 2023 -8,5%, к 2030 - 10%.
В августе 2017 года секретарь партии «Нұр Отан» Наталья Годунова отметила важность семейной и гендерной политики в современном казахстанском обществе как ресурса для укрепления казахстанской государственности и модернизации общества в одной из своих статей:
«Равные избирательные права граждан Казахстана – и мужчин, и женщин, а также права быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления гарантированы главным законом страны – Конституцией и конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан».
Наряду с этим, наше национальное законодательство предусматривает гендерный баланс во всех сферах жизнедеятельности.
Республика является участником ряда международных договоров по обеспечению гендерного равенства.
С первых дней Независимости вопросы поддержки материнства и детства, женского предпринимательства и гендерного равноправия занимают важное место в политике Елбасы, Председателя партии «Нұр Отан» Нурсултана Назарбаева.
В стране была успешно реализована Стратегия гендерного равенства на 2006–2016 годы. В соответствии с задачами Пекинской платформы действий достигнута позитивная динамика в части достижения 30-процентной представленности женщин на уровне принятия решений.
«Нұр Отан» принимает активное участие в реализации данных программных документов, исполнении соответствующего Плана по продвижению женщин на уровень принятия решений, в рамках работы, проводимой Национальной комиссией по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан. Несколько слов о тех результатах, которые уже достигнуты в партии.
Среди членов партии порядка 60% – это женщины, то есть больше половины. Среди руководителей первичных партийных организаций (а их более 5 700) 37% – женщины.
В аппаратах партии в центре и регионах на сегодняшний день работает 630 женщин или более половины всех сотрудников (55%). Из 295 работников руководящего звена аппаратов партии около 32% – женщины (94).
В ходе прошедших в марте 2016 года выборов депутатов Мажилиса Парламента РК и маслихатов всех уровней был отмечен рост общественно-политической активности женщин.
Если в 2007 году среди депутатов Мажилиса от партии «Нұр Отан» было 15% женщин, то в Мажилисе VI созыва – уже 26%.
Всего же в депутатском корпусе нижней палаты Парламента сегодня работает 27% женщин (29 из 107). А на заре Независимости Казахстана в Верховном совете республики 12-го созыва было лишь немногим более 7% (26 женщин из 360 депутатов). За очень короткий по историческим меркам срок представленность женщин в высшем законодательном органе страны выросла не на 5, не на 10%, а почти в 4 раза.
И, конечно, отрадно, что данный показатель превысил средний уровень представленности женщин (23,4%) в однопалатных национальных парламентах или в нижних палатах национальных парламентов стран всего мира в 2017 году (сведения из Доклада Генерального секретаря ООН «Ход достижения целей в области устойчивого развития» от 11 мая 2017 года).
Ситуация в регионах. В целом численность женщин – депутатов маслихатов всех уровней от партии «Нұр Отан» с 2007 года увеличилась на 8%.
Возросла активность участия женщин и на стадии выдвижения кандидатами в депутаты.
В 2016 году во внутрипартийном праймериз приняли участие более 2 000 женщин или около 30% от общего числа участвовавших в нем членов партии.
По результатам было выдвинуто более 3200 кандидатов, в том числе порядка 800 женщин. 729 или 23% из них по итогам выборов избраны депутатами маслихатов.
Из пяти руководителей региональных филиалов партии, избранных депутатами Мажилиса от партии «Нұр Отан» в 2016 году, трое – женщины.
Все больше женщин становятся руководителями фракций партии в маслихатах. К примеру, по сравнению с 2007 годом этот показатель увеличился с 13 до 23%.
Руководителем фракции партии «Нұр Отан» в Мажилисе Парламента Республики Казахстан два созыва подряд избирается женщина.
Как известно, с начала текущего года реализуется Концепция семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года, утвержденная указом Президента Республики Казахстан, одной из основных задач которой является достижение 30% представленности женщин на всех уровнях принятия решений.
«Нұр Отан» продолжает работу в данном направлении и в рамках реализации данной Концепции.
Для достижения целей Концепции проводится конкретная внутрипартийная работа – внесены изменения в План развития партии на 2017–2020 годы, Положение партии о кадровом резерве и Положение о порядке проведения праймериз на выдвижение кандидатов в депутаты маслихатов всех уровней, согласно которым установлен минимальный уровень состава женщин не менее 30%», - написала она.