Что мы скажем коррупции?

Примкну к консилиуму и я: не только привычным, но и весьма удобным. И мы сами это удобство культивируем.
Приезжает на встречу приятель. Пока добирался из нижней части города в верхнюю, гаишники "сняли" пять тысяч тенге. Он совершенно не зол, а даже напротив - доволен. "Жене скажу, что десять. Вот и заначка образовалась! - Так ведь ты мог и просто так, в любой момент сочинить, что тебя останавливали. - Да понимаешь, просто так не соврешь, она сразу чувствует. А тут - правда же, тормознули. Сумма "прокатит" по-любому". И мы с ним приходим к выводу: хорошо, что у нас дорожные полицейские именно такие. Были бы кристально честными - как бы мужики делали заначки? Какая жена усомнится, что при диалоге с человеком в форме и с жезлом на дороге не пришлось "башлять"! Еще и похвалит мужа: вот молодец, выкрутился. Еще и порадуется: могли ведь и права забрать! Ну, попилит малость: внимательнее надо быть, раздолбай ты эдакий! Да ведь на дорогах-то что творится, дорогая - ездить же невозможно, вот я гаишника и не заметил. А то, что тот положил деньги в карман - так это наша реальность, работа у него такая. Возможно, он просто ничего не слышал о проведении акции под названием "Скажем коррупции - нет!". А может, моральных сил не хватило выговорить это короткое и решительное слово, когда автонарушитель с плачем начал совать ему купюру в ладонь.
Сможет ли сказать "нет" студент преподавателю, от которого зависит оценка или защита диплома? Не уверен. Во всяком случае, акцию "Чистая сессия" студиозусы уже переименовали так: "Чисто конкретная сессия". Всему институту прекрасно известно, что такому-то профессору нужно скидываться на подарок. "Нам так удобнее, - пожимают плечами ребята. - И ему хорошо, и нам не учить".
Выходит, борьбу надо вести не с рукой берущей, а начинать с мозгов. И, как та мать новорожденного, спросившая мудреца, когда ей нужно начинать воспитание, мы опоздали. Поколение, считающее коррупцию удобной штукой, уже выросло.