А рядовые потребители должны до 1 октября 2005 года поменять индивидуальные индукционные электросчетчики на более совершенные и точные - электронные.
В результате, например в Шымкенте, министерское нововведение было воспринято местными энергопоставщиками как непоколебимый аргумент в требовании поголовной замены дотоле бывших в употреблении у населения электросчетчиков.
Причем, местная компания "Онтустик Жарык" в лице своего управляющего директора Дмитрия Ли настаивает даже на том, чтобы ставились счетчики исключительно и только марки "Энергомера".
В противном случае всем ослушавшимся грозят доначисления, пени, штрафы, а то и отключение.
Примечательно, но за последние десять лет каких только требований к электросчетчикам не предъявлялось.
В начале 90-х очень сильно распространилось воровство электросчетчиков с подъездных щитков. Тогда энергопоставщики потребовали от населения, что бы абоненты сами заботились о сохранности своих приборов, пусть даже перенося счетчики к себе в квартиры.
Народ счетчики попрятал, за свой счет.
Спустя лет пять, те же самые энергетики потребовали вновь выносить электросчетчики на лестничные площадки, так как "возросло хищение электроэнергии путем злонамеренных действий с электросчетчиком". Проще говоря, контролеры Энергонадзора якобы не могли обеспечить контроль за правильной эксплуатацией электросчетчиков, находящихся в квартирах абонентов.
Народ опять счетчики вынес обратно, заодно укрепив щитки бронированными дверями и амбарными замками.
Года два уже как то в одном, то в другом районе Шымкента энергетики направляли абонентам предписания и уведомления о необходимости "в десятидневный срок заменить устаревшие индукционные электросчетчики на новые - электронные".
Заметим, данные постановления вносились еще до соответствующего приказа Минэнерго. Причины энергетики объясняли просто - большинство электросчетчиков, установленных в жилых многоквартирных домах Шымкента, еще 60-70 годов выпуска.
Между тем срок действия таких электросчетчиков, по уверению монополистов от энергетики, ограничивается 18-20 годами, и таким образом давно иссяк.
Опять-таки, из-за этого у энергопоставщиков образуются огромные неучтенные потери электроэнергии. А значит абонент должен менять свой старый прибор на более совершенный.
К слову, большинство абонентов, получивших такие предписания, посылали энергетиков подальше. Но некоторые, особо ответственные, меняли.
Причем очень редко эти новые электронные счетчики были марки "Энергомера". Ведь согласно госреестру на данный вид приборов учета имеется порядка 20 марок электронных счетчиков, допущенных к эксплуатации в РК.
Однако теперь и эти редкие владельцы электронных счетчиков тоже должны заменить их на "Энергомеру", которая более удобна для энергопоставщиков.
Сейчас принципиально хочется спорить не столько о законности министерского приказа, сколько о том, как он исполняется на местах.
Хотя замечу, что и в антимонопольном комитете, и в национальном центре экспертиз и сертификаций - организациях, которые некоторым образом компетентны в вопросах потребительских прав и требованиях об использовании тех или иных приборов учета, так вот в этих органах все руководящие лица и специалисты в один голос утверждают, что никакой приказ министерства не может признать негодными индукционные электросчетчики, принятые у нас, так сказать априори. Это в компетенции только специальной экспертизы.
У индукционного счетчика нет никаких сроков действия, но имеется только межповерочный интервал, который действительно равен 18-20 годам.
Да, большинство индукционных счетчиков уже отработали свой межповерочный интервал, но это еще не значит, что они негодны.
Если проверка подтвердит годность прибора, то он может использоваться абонентом и дальше, и любой энергопоставщик обязан признавать справедливость его показаний, несмотря ни на какие приказы министерства.
Однако что вызывает еще большую тревогу, так это, как уже было сказано: исполнение приказа на местах.
Вернее его уточнение касательно признания лишь единственного электросчетчика "Энергомера", ради которого даже другие электронные ПУ уже признаются негодными.
Нет никаких гарантий, что через месяц другой то же "Онтустик жарык", а то и сменившая его организация (а в Шымкенте за 5 лет сменилось уже несколько поставщиков), вдруг не выяснит, что им лучше подходит какой-нибудь третий электронный счетчик.
И тогда уже, прикрываясь очередным приказом Министерства, своего головного офиса или еще какой-нибудь структуры, вновь потребителю заявят, что он обязан поменять счетчики в 10-дневный срок и за свой счет.
В результате всех этих игр, и без того немалые затраты на коммунальные услуги возрастают на порядок.
И то, что монополисты при этом демонстративно ратуют за "сдерживание тарифов" вызывает лишь еще большее раздражение у аккуратных потребителей.