Что может измениться в работе госорганов после пандемии

Приходится некоторое время подождать, чтобы уловить более-менее свободный момент и поговорить с руководителем управления внутренней политики Атырауской области Жасуланом БИСЕМБИЕВЫМ.

В штабе жарко, но показания термометра здесь ни при чем. Идет согласование в рамках смягчения режима карантина – о дачах, прогулках во дворе, допусках на работу.

– С момента принятия решения о введении карантина в городе Атырау были установлены блокпосты, усилены меры по ограничению движения в областном центре и Атырауской области. Всё это регулировалось нормативными документами, которые были разработаны в нашем штабе, – рассказывает Жасулан Бисембиев. – Основным документом режима ЧП является постановление главного государственного санитарного врача, а всё, что не оговорено, решается протоколами оперативного штаба. Одним из таких ключевых документов, которые сформированы в штабе, были правила пересечения блокпостов. Восемь условий, при которых можно проходить спецтехнике, везти продовольствие, лекарства, ехать на лечение и т. д. Второй важный документ – перечень разрешенных видов деятельности.

В штабе ежедневно обрабатывается до тысячи (!) писем. Предприниматели просят включить их в электронную базу “Сергек”, которой пользуются полицейские.

– Мы не заинтересованы всех подряд добавлять в базу, – поясняет Жасулан Бисембиев. – Вносим в индивидуальных случаях, в целом по разрешенным специальностям. Сейчас сформированы коридоры передвижения по городу с 6 до 9 часов утра и с 17 до 20 часов. А в остальное время передвигаются аварийные службы, службы доставки питания, медицинские организации. Задача – максимально снизить движение, контакты между людьми. Это краеугольный камень обеспечения безопасности населения.

– С какими трудностями столкнулся штаб?

– Сейчас все рассуждают, каким после коронавируса будет мир, и, я думаю, изменится формат оперативной работы госорганов. Будем работать открыто, с минимальным уровнем бюрократизма.

А в первые дни работа шла на уровне стресса.

– При необходимости, если требуется дополнительное разъяснение, переключаем на кнопку конкретного специалиста, они здесь, в зале, – вводит в курс дела член штаба Даурен СЕЙТКАЛИЕВ. – Вопросы поступают разные, часто по пересечению блокпостов. Например, позвонил мужчина и сказал, что ему надо поехать на похороны брата в район. А перемещения между районами запрещены, поэтому случай особый. Он должен предъявить полицейским копию медсправки о смерти брата, и этого будет достаточно, чтобы его пропустили. Но сам он останется до конца карантина там, куда едет.

Главный специалист управления здравоохранения Атырауской области Ербол МЕНДИГАЛИЕВ не спит уже 13 часов.

– Мы в контакте со всеми больницами. Свод данных делаем в 9 утра и в 8 вечера, при необходимости берем дополнительные сведения, и не только по стационарам, но еще и по провизорным отделениям, по людям, находящимся на домашнем карантине, – информирует Ербол Мендигалиев. – У нас в основном вопросы по постам. Людям, например, надо выезжать из района в город, на операции.

Штаб поддерживает связь со всеми 4 блокпостами. Всё это согласовывается, обращения рассматриваются и даются разрешения на выезд или въезд. Или отказ. До сих пор еще предъявляют фиктивные справки. Желающих перехитрить полицейских немало. Даже среди тех, кто имеет разрешение на передвижение по городу. Трудности перевоза: в Атырау блокпосты пробуют обойти через степь

– Предпринимателям разрешили использовать личный автотранспорт при наличии полного пакета документов, но есть те, кто игнорирует это правило. Например, те, кто дома печет, готовит кулинарную продукцию. Они по телефону берут заказы, заказчик через банк оплачивает. Но предприниматель должен через кассовый аппарат вывести чек и показать при проверке сотрудникам полиции, то есть доказать, что является законным предпринимателем, – рассказывает член штаба, эксперт палаты предпринимателей Атырауской области Еркебулан БАДЕЛОВ. – Есть менеджеры, которые собирают заказы по каталогу, они тоже ездят на своих автомобилях. Штаб им запретил это делать.

Алмагуль КУШКИНБАЕВА – главный специалист департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг Атырауской области в штабе уже месяц.

– Занимаюсь составлением графика по проверке на коронавирус. ПЦР-тест будут проходить люди, задействованные в предотвращении КВИ. Такие анализы дорогостоящие, но государство идет на эти траты. Предварительно тест обязаны сдать около 6 тысяч человек из группы риска, по графику ежедневно где-то 500 человек, – говорит она.

В штабе заявили, что в Атырау динамику распространения опасной инфекции удалось сломать, кривая пошла вниз. Однако новые инфицированные на Тенгизе выявляются почти каждый день. 5 мая число носителей COVID-19 в Атырауской области выросло до 202 человек, в том числе еще 9 новых случаев заражения коронавирусом было зарегистрировано у рабочих на месторождении Тенгиз.

Сейчас создана комиссия под председательством первого заместителя акима Атырауской области Серика Шапкенова. Ее задача – организовать работу по координации безопасной демобилизации 17 тысяч сотрудников. Разрешение на выезд дается только после сдачи экспресс-теста на COVID-19.

Сегодня количество подтвержденных случаев заражения COVID-19 на Тенгизе достигло 120. Выявлено почти 2 000 человек, контактировавших с инфицированными, все они изолированы. На автомобильных дорогах, ведущих на Тенгиз, установлены 4 блокпоста. Взяты под контроль и объездные дороги.

АТЫРАУ