Что мешает развитию "зеленой экономики" в Казахстане

Кто бы мог подумать еще 10 лет назад, что наше благо – наличие дешевого сырья, угольных копей, станет главным препятствием для развития энергии будущего. А наша привычка платить меньше поставит на кон вопрос, по какому пути все-таки пойдет энергетика страны. И Казахстан, пытаясь, как и многие страны, построить так называемую “зеленую экономику”, вдруг упрется в проблемы собственного богатства. И речь не только об интересах миллионеров, которые лоббируют традиционные источники энергии, прибавляя нули в своих банковских счетах, но и о каждом из нас, кто не готов платить за киловатт больше привычного только потому, что он “сделан” из ветра, солнца и воды… Можно задать резонный вопрос: а зачем вообще нам эта энергия, если у нас полно угля?

Экология у нас вообще, словно из учебника природоведения, и большинство населения, выбирая между низким тарифом и чистым воздухом, бережно похлопывают по кошельку.

Однако эксперты уже несколько лет предупреждают, что ресурс старых станций, заточенных под работу на традиционных источниках, не бесконечен. И дешевым киловатт долго не будет.

Поэтому вопреки всем преимуществам традиционной энергетики страна взяла курс на развитие “зеленой экономики”. Что в результате получается? Об этом мы поговорили с экспертами.

“Зеленый мост” перекинут

Семь лет назад на одном из форумов впервые прозвучало предложение о создании программы партнерства “Зеленый мост” (ППЗМ). Благодаря ей в стране должны были появиться инвестиции для развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Подробнее об этом проекте мы попросили рассказать Салтанат РАХИМБЕКОВУ, руководителя коалиции за “зеленую экономику” и развитие G-Global, члена Совета по “зеленой экономике” при Президенте РК.

– Сегодня “Зеленый мост” занимается продвижением и популяризацией основных принципов партнерства между странами, заинтересованными в “зеленом росте”, а также в многостороннем содействии международному трансферту экологических технологий и инноваций. Речь не только о технологиях, но и о том, что надо менять мышление. Что такое “зеленое мышление”? Многогранное понятие и экологический образ жизни. Это распространяется в мире во многом благодаря так называемым “зеленым знаменитостям”, пропагандирующим на своем личном примере экологический образ жизни. Они инициаторы “зеленых акций”, ездят на гибридных электромобилях, пользуются экологической одеждой и косметикой, увлекаются вегетарианством, пользуются солнечными фотопанелями, подсчитывают свой “углеродный след”. Только после того, как мы изменим свой образ жизни, можно говорить об успехах в построении “зеленой экономики”. Солнце и ветер в помощь!

Самое экологичное село страны

Первым крупным и постоянно развивающимся проектом “Зеленого моста” стал международный демонстрационно-образовательный центр “зеленых технологий” “Арнасай” в одноименном селе Акмолинской области. Подобных центров в мире не более одного-двух десятков.

– Благодаря центру начат реальный трансферт “зеленых технологий”. К примеру, проектно-сметная документация на теплицу нового поколения, солнечный биовегетарий, была безвозмездно передана в рамках партнерства ППЗМ. В сентябре 2016 года был подписан меморандум о сотрудничестве для реализации первого в Казахстане проекта “Строительство завода по переработке мусора и отходов сельхозпроизводства с получением энергии: газовой, тепловой и электрической, а также органических удобрений”.

На сегодняшний день структура включает в себя Вячеславскую среднюю школу, центр “зеленых технологий” “Арнасай”, центр распространения знаний “Народная академия “зеленых технологий” и многое другое.

За 2016–2017 годы проектом достигнуты следующие результаты: Вячеславская школа за счет внедрения “зеленых технологий” экономит в год до трех миллионов тенге на оплату коммунальных платежей – за тепло, освещение и т. д. В ЦЗТ “Арнасай” установлено 35 “зеленых технологий”, построена теплица нового поколения – солнечный биовегетарий, в подвальном помещении установлена фитодиодная теплица, действует система замкнутого водоснабжения для выращивания рыб. На базе центра распространения знаний обучено порядка 7 000 человек. Из 300 домов села Арнасай в 168 установлены системы капельного орошения, выращивается экологически чистая овощная продукция, – рассказывает Салтанат Рахимбекова.

Проект замечательный, но как обстоят дела с развитием “зеленой экономики” за пределами этого села, в других городах и аулах. А главное, насколько “зеленая экономика” проникает в энергетику страны и какие проблемы встают на пути этого масштабного процесса.

От дешевого угля к дорогому ветру

Самые животрепещущие вопросы возникают, как только тема касается развития “зеленой экономики” в энергетическом секторе страны. Вот где планы и проекты встречаются с трудностями, да еще какими, и приходится ломать голову! Месяц назад нобелевский лауреат Мохан Мунасингхе, отвечая на вопросы журналистов о развитии “зеленой энергетики” в Казахстане, опять же указал на то, что тормозит развитие ВИЭ в нашей стране. Это высокая стоимость энергии от возобновляемых источников и низкая – от традиционных. Подробнее об этом нам рассказал Арман КАШКИНБЕКОВ, генеральный директор Ассоциации возобновляемой энергетики Казахстана. Кому жалко денег на ВИЭ?

– К 2020 году предполагается, что ВИЭ займут три процента в структуре энергетики. С постепенным увеличением в 10 процентов к 2030 году, и к 2050 году уже планируется 50 процентов. Насколько выполняются все намеченные пункты? – рассказывает эксперт. – Есть специальный список в министерстве энергетики, где указаны порядка 70 компаний, которым государство уже выдало соглашение на покупку электроэнергии, и они все сейчас на разных этапах реализации своих проектов. Вроде как цель достигается даже с хвостиком, если сложить все заявленные мощности по этим проектам – но что мы видим по факту?

В основном вперед пока идут крупные локомотивы, но мелкие девелоперы, малый и средний бизнес не так активны, они не могут рисковать деньгами и реализовывают проекты с большими трудностями, так как их иностранные партнеры никак не рискуют инвестировать в такие совместные проекты из-за нерешенности главных проблем отрасли.

Нам необходимо иметь стабильное законодательство. Сейчас доля ВИЭ в Казахстане не превышает одного процента, но мы уже активно переходим с фиксированных тарифов на метод аукциона, хотя находимся только в начале пути. Не стоит забывать, что у нас ситуация особенная, киловатт энергии от традиционных источников стоит около 15 тенге для конечного потребителя, это самая низкая стоимость в мире. Многие наши оппоненты говорят, что в такой ситуации развивать капиталоемкую “зеленую энергетику” невыгодно. С другой стороны, упираться только в вопрос выгоды для традиционных производителей на сегодняшнем этапе тоже нельзя. У нас работают старые, советские еще станции, они качественные, но срок службы многих из них уже закончился лет 10–15 назад. И это огромный технологический риск, это мина замедленного действия. Отрасль необходимо реформировать и модернизировать уже сегодня.

Многие страны прошли путь повышения тарифов на электроэнергию, производимую традиционной энергетикой, понятно, что это социальный вопрос, но нужно двигаться в этом направлении при максимальной защите малообеспеченных слоев населения.

Сегодня энергия от воды и ветра стоит около 7 центов, от солнца – 10 центов в долларовом эквиваленте. Понятно, что такие тарифы кажутся нам более высокими, чем те, что мы платим.

Однако вопрос сегодня не в том, нужно ли постепенно повышать тарифы от традиционных производителей, а в том, будут ли тепло и энергия в наших домах уже завтра. По имеющейся информации, новые проекты по угольным станциям уже обходятся намного дороже, чем от ВИЭ.

Второй важный момент – мы должны развивать малую генерацию, а не только большие проекты. У нас почти половина населения живет в сельской местности, многие аулы не имеют централизованного энергоснабжения, и именно там должен развиваться малый и средний бизнес с ВИЭ, такая система работает во многих странах: Китае, Индии, Канаде. Применение гибридных малых установок уже более эффективно, чем тянуть дорогостоящую инфраструктуру. Девальвация уничтожила "зеленую экономику" Казахстана

Третья проблема, которая встает на пути, – это девальвация. Она тоже отразилась на многих проектах, спровоцировав отток инвестиций. Не стоит забывать, что Казахстан – не единственная страна, которая пытается привлечь “зеленых инвесторов” разными пряниками и фишками.

Сейчас над всеми этими проблемами работают вместе эксперты и чиновники. Получится ли у них создать такие условия, которые дадут нам три процента ВИЭ на первом этапе развития “зеленой экономики”, увидим через три года.

АЛМАТЫ