Что известно о Викраме Рузахунове, которого пригласила в Казахстан Генпрокуратура

Сегодня стало известно, что в Генеральной прокуратуре подтвердили, что хотят, чтобы кыргызский музыкант Викрам Рузахунов прибыл в Казахстан. В ведомстве объяснили, что не могут определить круг подозреваемых лиц по делу о пытках во время январских событий, из-за того, что отсутствуют видеозаписи и журналы регистрации посетителей и доставленных лиц.

Редакция медиа-портала Сaravan.kz узнала, что ещё известно о жизни музыканта до и после его скандального задержания.

Что было до

Викрам Рузахунов родился 12 октября 1986 года в Бишкеке. Учился в школе №56, после - в Академии управления при президенте Кыргызстана на менеджера, однако в итоге выбрал карьеру профессионального музыканта. Впрочем, навыки менеджера ему тоже пригодились: уже не первый год он занимается организацией бишкекского Jazz-фестиваля.

Рузахунов выступает с концертами, играя как свою музыку, так и произведения других композиторов, таких как Родриго Видре, Брэд Тёрнер и других:

Прошлой осенью он выступал совместно с ведущим Туратом Касымбековым и заслуженной артисткой КР Гульнарой Тойгонбаевой:

Однако в январе 2022 года Викрам оказался в Казахстане, и после этого на какое-то время артисту пришлось приостановить профессиональную деятельность.

Задержание

2 января Викрам Рузахунов прилетел в Алматы, потому что его пригласил друг, но уже через два дня в городе начались митинги. Музыкант снимал квартиру в городе, поэтому был свидетелем происходящего. Друг посоветовал Викраму оставаться в этой квартире, и три дня кыргызстанец следовал его совету. Однако потом отключили Интернет, продуктовые магазины перестали работать, и тогда Викрам решил попробовать вернуться на родину. 7 января он поехал к границе на такси, но его задержали военные на посту на трассе Алматы - Бишкек. Несмотря на то что он сообщил, что является музыкантом и не участвовал в митинге, его доставили в камеру предварительного заключения.

У него забрали сотовый телефон, все вещи, денежные средства, ID-карту, водительское удостоверение и банковскую карту. Позже музыкант утверждал, что в итоге ничего из этого ему не вернули.

Несколько дней Рузахунов находился в тюрьме, где сокамерники ему сказали, что, если заявить, будто ему предлагали деньги за участие в митинге, его экстрадируют в Бишкек. 

"Я решил оговорить себя. То есть эти показания ложные. Синяки на лице… Военные совершили жесткое задержание с применением силы. На то время я бы не смог им ничего доказать. Они всех так задерживали," - прокомментировал он позже.

9 января казахстанские СМИ уже распространяли видео, на котором Рузахунов даёт ложные признательные показания, однако вскоре обман раскрылся.

10 января Рузахунова уже перевезли в Бишкек. 

Что было после

Спустя какое-то время Рузахунов рассказал, что, когда его только доставили в Бишкек, он ещё был в шоковом состоянии и думал, что отделался ушибами и незначительными гематомами. Однако родные уговорили его пройти обследование, и музыкант выяснил, что состояние его здоровья средне-тяжелое. Он получил тупую травму груди, переломы нескольких рёбер со смещением, пневмоторакс, разрыв седьмого реберного хряща, закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга - это не говоря об ушибах и кровоподтёках мягких тканей на затылке. Кроме того, дыхание в верхний отдел левого лёгкого не проводилось - музыканту потребовалась операция. 

После он выскажется о своём задержании:

"Все мои официальные заявления сделаны ради всех, кто ещё находится в заложниках в Казахстане, у большинства из них семьи, дети, многие являются единственными кормильцами своих пожилых родителей, сестер-инвалидов. Каждое слово может отразиться на них".

А также поблагодарил казахстанское телевидение:

"Если бы не интервью, никто бы не узнал, где я и что со мной. Благодаря вам разумные люди во всём мире смогли понять реалии происходящего, сделать трезвую оценку событий в Казахстане. Хотя я говорил журналистам, что никто не поверит и у меня есть работа в Кыргызстане, но они не послушали... Спасибо тому человеку, который из сотен необоснованно задержанных, невиновных, выбрал именно меня, заставил заучить сценарий и пересказать на камеру. По оценке врачей мне оставалось недолго, ведь сломанные рёбра уже повредили левое лёгкое, не хватало пары ударов, чтобы повредить сердце... Тем временем в мире - родные, друзья, коллеги и все, кто опознал меня на видео, начали активно репостить инфу, что вызвало резонанс, который подхватили блоггеры, СМИ и правозащитники."

В феврале Рузахунов заявил, что подвергался пыткам, и что "заложники с самого начала испытали шок, стресс, угрозы жизни и здоровью, без адвокатов, без связи с родственниками, без оказания медпомощи".

Тогда же в Алматы возбудили уголовное дело, однако впоследствии дело приостановили, объяснив это тем, что не могут найти подозреваемых. И вот теперь стало известно, что Рузахунова приглашают приехать в Казахстан для того, чтобы дело сдвинулось с мёртвой точки. 

Ещё в конце февраля музыкант признавался, что его приглашали в Алматы для проведения следственных действий с его участием.

"Вначале я категорически отказался - слишком свежи были воспоминания о пережитых боли и страхе. Мой адвокат, Нурбек Токтакунов, предложил следователю казахстанской Антикоррупционной службы приехать самим. По телефону они ответили, что для следствия важно, чтобы я сам показал место задержания, здание, куда меня привезли, камеры, в которых меня содержали ,и опознал лиц, которые меня пытали. Это убедило меня в необходимости поездки. Нурбек согласился сопровождать меня, но выразил опасения, связанные с тем, что не все в Казахстане будут рады моему приезду для помощи следствию. Кроме того, если в Казахстане снова начнутся волнения, наши жизни окажутся в опасности. Поэтому мы, с одной стороны, обратились к нашим властям с просьбой о сопровождении, с другой стороны - мы попросили гарантий безопасности у казахских властей через Антикоррупционную службу. В то же время мы отметили, что поедем в Казахстан только в случае выявления определённого круга подозреваемых лиц. В противном случае казахские следователи сами могут приехать в Кыргызстан и допросить меня здесь".

А уже весной Рузахунов традиционно вернулся к организации Jazz-фестиваля. 

Спустя некоторое время 4 мая он сообщил: "Так как гарантий безопасности нет, поездка в Алматы для проведения следственных мероприятий не состоялась".

После этого Рузахунов поучаствовал в международной коллаборации музыкантами из Кыргызстана, Израиля и Турции:

Начал устанавливать связи для сотрудничества с различными правозащитными организациями, например, с "FORUM-ASIA” и норвежским Хельсинкским комитетом:

А несколько дней назад Рузахунов написал о том, что в Алматы проходит выставка "Yмiт", где представлен проект "Шаршы кyн" художника Асхата Ахмедьярова. Большую часть этой серии занимают портреты жертв январских событий, и первый портрет посвящён именно Викраму Рузахунову.

"Как написал мне автор: "Ты первый из кантаровцев…" Меня впечатлила сама техника исполнения. Она является оригинальным почерком автора в графике: предварительно исполнив портрет в технике «Сухая кисть», Асхат укладывал на изображение порох, а затем взрывал. Следы взорванного пороха сильно меняли документальное изображение, а в образе уже больше присутствовала драма," - прокомментировал это Рузахунов.