Что имеем, все храним

- Перспективное развитие горно-металлургического комплекса республики не будет по-настоящему эффективным и полностью отвечающим интересам нации до тех пор, пока проблема управления отходами минерального сырья не станет у нас предметом государственной, общенациональной политики в области экономической и экологической безопасности страны.
Вот что заявил 21 сентября в своем программном докладе на открытии конференции "Системы управления отходами и защита окружающей среды на предприятиях горно-металлургического и горно-химического комплексов Республики Казахстан" Булат Ужкенов, представитель Министерства энергетики и минеральных ресурсов.
Хотя об этой проблеме говорится из года в год на протяжении последних пятнадцати лет, больших сдвигов пока не видно. Во всяком случае, согласно прозвучавшим на конференции данным, на сегодня в Казахстане накоплено 21 млрд. тонн различных отходов производства.
Большая часть их - 29,4% - сосредоточена в Карагандинской области, на втором месте - Восточно-Казахстанская с 25,7%.
В то же время объем использования отходов в качестве вторичного сырья очень незначителен; в хозяйственный оборот вовлекаются только высоко ликвидные и рентабельные отходы в виде лома черного и цветных металлов, высокосортные марки макулатуры, текстильные, полимерные и древесные отходы.
По-прежнему в стране плохо используются золы и шлаки ТЭЦ, отходы добычи и обогащения полезных ископаемых, практически не занимаются в Казахстане вторичной переработкой горных отходов переработки минерального сырья.
В результате происходит накопление отходов на полигонах, накопителях, в хвостохранилищах, что вызывает особую обеспокоенность состоянием окружающей среды и здоровьем населения.
Предприятия горно-металлургического комплекса, объектов нефтехимии, теплоэнергетики, угольных разрезов в лучшем случае проводят только горно-техническую рекультивацию хвостохранилищ, золоотвалов, разрезов, отвалов вскрышных пород.
При этом промышленные отходы, включая токсичные, складируются и хранятся в накопителях, в ряде случаев с нарушением экологических норм и требований.
В результате чего подземные поверхностные водные ресурсы во многих регионах Казахстана подвержены интенсивному загрязнению: в Актюбинской области - хромом, в Джамбульской - фтором и фосфором, в Восточно-Казахстанской - солями тяжелых металлов, в Павлодарской области - мышьяком, фтором, ванадием.
Особую озабоченность представляют хранилища отходов, расположенные в бассейнах трансграничных рек: Иртыш, Ишим, Тобол.
Что говорить о золоотвалах и хранилищах, если даже не в полной мере решены вопросы утилизации и захоронения радиоактивных отходов? В результате многолетней деятельности предприятий урановой отрасли, на территории Казахстана образовались 118 отвалов вскрышных пород и отходов переработки радиоактивных руд общим объемом в 56 млн. кубов. Они занимают площадь в 1412 га и представляют прямую угрозу здоровью населению республики.
Например, даже в Акмолинской области, недалеко от столицы республики, расположено хвостохранилище горнодобывающего и перерабатывающего комплекса, площадью 760 га., в котором находится 45 млн. тонн мелкодисперсной радиоактивной пульпы.
Примерно на 60% площади хвостохранилища происходит ее распыление.
Нефтегазодобывающий сектор, его "вклад" в загрязнение экологии республики - тема отдельная. Сложнейшая ситуация с хранением комовой серы компанией "Тенгизшевройл". На территории Тенгизского газоперерабатывающего завода на открытом воздухе хранится более 8,87 млн. тонн комовой серы, которая под воздействием внешних факторов загрязняет окружающую среду. И есть уже факты - 4, только в этом году - когда сера возгорается. Проблема еще больше усугубляется в связи с ростом объемов добычи нефти на трех месторождениях Карачаганак, Тенгиз, и Кашаган.
По имеющимся данным объемы сопутствующей серы будут достигать 6,5 млн. тонн ежегодно с периода 2006 по 2008 год.

Самое интересное в этой ситуации, что мы действительно, как в поговорке, "ходим по золоту": значительная часть отходов представляет собой потенциальное сырье для дополнительного извлечения благородных и цветных металлов, редких элементов баритов. И, исходя из международного опыта, представляется необходимым решить следующие задачи: определить принципы и инструменты регулирования в области использования вторичных ресурсов в отраслях промышленности, а также меры поддержки использования прогрессивных технологий в переработки отходов. Это позволит стимулировать приток инвестиций в эту сложную сферу.
Что требуется? Во-первых, необходимо законодательно закрепить применение льгот по освобождению недропользователей, занимающихся вторичным использованием техногенных минеральных образований от уплаты роялти или уплаты его по минимальным ставкам.
Фактическое положение дел в части переработки минерального сырья показывает, что ни один недропользователь, занимающийся переработкой минерального сырья, в настоящее время не заинтересован в совершенствовании техники и технологии с учетом последних мировых достижений.
Все перерабатывающие предприятия Казахстана были введены в эксплуатацию в середине прошлого века, то есть недропользователь получил их действующими. За последние десять лет они не совершенствовались с точки зрения новых технологий, а лишь претерпели текущие стадии модернизации оборудования.
Потери полезных ископаемых на стадии добычи составляют 5- 7%, тогда как на стадии переработки они достигают до 20% по основным металлам и более 80% - по сопутствующим.
Такое положение дел все сильнее влияет на исчерпаемость полезных ископаемых. Фактически большая часть попутных компонентов из находящихся сегодня на государственном балансе, не извлекается из-за несовершенства технологических приемов.
Конечно, заметил в докладе г-н Ужкенов, административная форма управления в сфере недропользования не является универсальной, а тем более самой действенной.
Необходим комплекс мер при управлении отходами со стороны предприятий, которые должны основываться на экономической обусловленности. Созрела необходимость создания специальной финансово-кредитной системы, стимулирующей переработку и сокращение объем текущих отходов.
Однако, и это тоже стоит отнести к слабой стороне подобных мероприятий, ничего не было сказано о конкретных мерах по ее созданию.