Адвокат Алматинской городской коллегии Джохар Утебеков высказался относительно пыток на своей странице в соцсетях: «Мы ратифицировали Конвенцию ООН против пыток. Она обязывает нас расценивать пытки как тяжкие преступления. Международные стандарты требуют сажать за пытки. Пытки должны стать тяжким преступлением. При садизме - особо тяжким». Корреспондент медиапортала Caravan.kz выяснил, что же на самом деле грозит виновному в пытках.
Согласно УК РК Статья 146. «Пытки»
1. Умышленное причинение физических и (или) психических страданий, совершенное следователем, лицом, осуществляющим дознание, или иным должностным лицом либо другим лицом с их подстрекательства либо с их ведома или молчаливого согласия, с целью получить от пытаемого или другого лица сведения или признания либо наказать его за действие, которое совершило оно или другое лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, – наказывается штрафом в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. То же деяние, совершенное:
1) группой лиц или группой лиц по предварительному сговору;
2) неоднократно;
3) с причинением средней тяжести вреда здоровью;
4) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, или несовершеннолетнего, –
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
3. То же деяние, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или по неосторожности смерть потерпевшего, –
наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Примечание. Не признаются пыткой физические и психические страдания, причиненные в результате законных действий должностных лиц.
Юрист и общественный деятель Сергей Уткин высказал свое мнение о пытках, что можно, по его мнению, считать пытками, а что нет, а также возможные способы предотвратить такие действия со стороны силовых структур.
- Практика показывает: для того чтобы получить показания правонарушителя, некоторые представители органов следствия переходят черту и применяют к задержанным запрещенные действия, которые можно квалифицировать как пытки. В то же время у подозреваемого есть право не свидетельствовать против себя или своих родственников, – рассказывает юрист.
Пытки могут быть физическими или психологическими. Что касается психологических пыток, то я в своей практике такого у нас не встречал. Люди имеют разную психологическую устойчивость, и то, что для одного не страшно, другому может показаться сущим кошмаром. Например, если следователь накричит на подозреваемого в ходе допроса или стукнет кулаком по столу, одному покажется ерундой, тогда как человек впечатлительный может очень сильно испугаться, перенервничать. Все это психологические приемы и едва ли их могут признать пытками. А вот угрозы, к примеру, можно, я думаю признать своего рода психологической пыткой.
Что касается физических пыток, то тут все ясно – к подозреваемому применяют силу. Бывает также, что задержанные злонамеренно лжесвидетельствуют о том, что их пытали так или иначе. Но такие факты доказывать очень трудно, следствие, как правило, в таких случаях затягивается, - продолжает Сергей Уткин.
- Чтобы раз и навсегда пресекать подобные ситуации, я бы мог предложить, чтобы любой задержанный в обязательном порядке проходил медицинское освидетельствование перед тем, как будет давать показания. Чтобы, если его привели с травмами, он не сказал, что его избили сотрудники полиции или следствия. Также отличным способом избегать случаев как пыток, так и ложных обвинений в их совершении, будет круглосуточное повсеместное видеонаблюдение с аудиозаписью в помещениях следственных органов.
Что касается ужесточения ответственности, то я отношусь осторожно к таким мерам. Нужно всегда проводить анализ статистики по привлечениям и рецидивам. А относительно рецидивов по статье 146 УК РК «Пытки» считаю, что вряд ли таковые возможны, ведь обратно на службу отстраненного по отрицательным мотивам не примут, даже спустя три года, указанные в статье 146 УК РК «Пытки». Уволенных по отрицательным мотивам назад на госслужбу, как правило, не берут согласно закону о госслужбе, – считает Сергей Уткин.
- Но все же, думаю, уголовную ответственность за пытки и ее квалификацию все-таки нужно приводить к общему знаменателю с международными стандартами. Однако простое усиление ответственности обычно не работает, нужно обеспечить принцип неотвратимости наказания. Доказать сами же действия пыток для следствия представляет зачастую незаурядную задачу, – сказал в заключение Сергей Уткин.