Знакомые всем местным и “понаехавшим” здания Левобережья в работах Розье предстали в оригинальном свете. Мастер с берегов Сены – первопроходец жанра гиперфото, созданного им в 2002 году и вмиг покорившего искушенную богемную публику, как говорят сведущие люди.
Фотокартины Розье хранятся в европейских фондах и частных коллекциях. На Левом же берегу творения француза оказались после цепочки событий.
– Два года назад мои работы приобрели в Турции для коллекции Фонда Первого Президента РК. До этого ничего особенного об Астане я не знал, но после того случая решил посмотреть ваш город. Когда в мае прошлого года увидел здание фонда (в народе именуемое “глаз циклопа” за свою необычную архитектуру. – Прим. авт.), то был просто поражен. Я увлекаюсь городами, похожими на утопию, напоминающими архитектурные лаборатории (Дубай, Сингапур), и Астана предстала для меня именно такой, – признался Жан-Франсуа Розье, прибывший в столицу специально на открытие выставки.
После вернисажа мастер рассказал о тонкостях гиперфото на мастер-классе для всех желающих.
– Творческую практику по фотографии я начал в 14 лет. Сейчас мне 64. То есть полвека я занимаюсь этим искусством. В первые годы еще не было специальной техники, и когда в 2000-х пришли цифровые технологии, это позволило создать мне мир своей мечты с городами-утопиями, городами будущего. Кто-то считает, что достаточно сделать click-clack – нажать на затвор фотокамеры, и работа готова. Но нет: появление фотографии – это настоящая алхимия, магия. Мои работы – как работы скульптора, шаг за шагом я создаю барельеф, пытаюсь объять пространство, играю на контрастах, освещении, – посвящал в тайны фотоискусства господин Розье.
Благодаря этому жанру искусства автору удается представить публике нетривиальный взгляд на привычное окружение: здания, пространство, людей. Хотя, объективности ради, отметим, что последние играют вторичную роль в работах художника.
– Наш глаз привык к традиционному восприятию мира, а мой глаз – фотообъектив – путешествует по пространству, собирает микроснимки и складывает полученные пазлы в целостную оригинальную картину, – продолжал экскурсию в мир фотомагии мастер. – Шаблонное восприятие тех же зданий – фронтальное. А я подумал: почему бы не раскрыть сооружение со всех сторон и потом соединить полученное – так, как это делают кубисты в своих работах? Мне запомнилась фраза одного архитектора, который рассказывал о четвертом измерении: когда нужно сделать макет, он всегда получается в трех измерениях, но мы никогда не можем правильно себе представить здание, если не прошли его изнутри, не увидели во всех измерениях. И в своих работах я как раз добиваюсь эффекта четвертого измерения – у зрителя складывается реальность нахождения в сфотографированном месте и обзора окружающего пространства.
Техника соединения всех точек зрения в одно изображение, по признанию Розье, позволяет ему наиболее точно передать воспоминания об увиденных местах. В Алматы прошла выставка работ молодых художников
– Свидетельства архитектуры – как она есть – не всегда вдохновляют человека. Я делал фотографии Версальского дворца, а мой галерист-англичанин продавал эти работы в Великобританию, США. Когда он приехал ко мне в гости в Париж, я повел его в Версальский дворец. Когда он увидел его вживую, воскликнул: о-ля-ля, кажется, я разочарован. А я произнес: “Yes! Я смог сделать дворец лучше, чем его архитекторы!”. Я всегда пытаюсь сделать пространство и его объекты красивее, чем они есть на самом деле, возвысить реальность. Иногда, как я понял, могу превзойти красоту исходного шедевра, – рассказал художник. – Почему бы не добавить мечты в воспоминания и сны о городах-открытиях и не воссоздать реальность с личной интерпретацией. И моя выставка об Астане – пример такого подхода, это не только мои воспоминания о вашем городе, но и мечты футуриста. Сейчас я работаю над арт-проектом по строительству нового Великого Шелкового пути, читаю Марко Поло, “Тысячу и одну ночь” и понимаю, что благодаря торговцам, которые путешествовали из одной части мира в другую, у каждой сложились фантастические впечатления друг о друге: у Европы о Востоке, и наоборот.
– И в “Гипер Астане” я вообразил, как бы о столице Казахстана мог рассказать Марко Поло, плюс добавил собственную фантазию и мистику, – поделился французский художник и признался, что черпает не только вдохновение в многочисленных путешествиях. – Я очень много путешествую, и каждый раз мне приходит понимание того, насколько богатое у нас наследие в мире. И я думаю, как это можно показать, сохранить, продлить. Когда вижу это богатство, у меня даже появляется ощущение булимии: я попадаю в библиотеку, вижу невероятные книги – и мне хочется все сфотографировать, забрать на свои снимки.
И мастеру хочется, что его зритель постоянно возвращался к этой идее – идее того, насколько многообразен и прекрасен мир:
– Когда зрители приходят на выставки моих работ, то по-другому начинают смотреть на свой город, он предстает для них намного красивее. И они начинают больше ценить и его, и в целом свое культурное, архитектурное наследие. И самая большая награда для меня – признание зрителя, что он заново открывает свой город.
Так что всем астанинцам и гостям с холодным отношением к столице – добро пожаловать на выставку “Гипер Астана”. Здесь и привычные “Хан Шатыр”, Дворец мира и согласия (Пирамида), "Байтерек", Акорда, административные здания в новых образах и ракурсах. Даже тему ЭКСПО Жан-Франсуа Розье не упустил: на фоне зданий-шаров будущей выставки автор запечатлел главную движущую силу стройки века – рабочих-строителей. Оригинально отразил мастер и культовые сооружения – мечети и церкви.
Кстати, на работах французского художника можно наблюдать человека в черной шляпе и такого же цвета одеяниях. То он шагает к Пирамиде, то спускается со ступеней Назарбаев Университета, то наблюдает за молящимися в мечети людьми с лодки.
– Вода символизирует переход от земли к небу, река – это переход, путь по направлению к Богу. Во Франции сейчас много проблем с терроризмом. И когда в других странах в мечетях Жан-Франсуа Розье видит сотни разных людей, совершающих молитвы, его это удивляет. Для него это настоящие обители мира. Поэтому он фотографирует семьи в мечетях, такого нет в западных храмах. И когда человек в черном едет в лодке, он будто открывает “мир мира”, Вселенную, где царит гармония. Можно также сделать отсылку к Ноеву ковчегу, – чуть приоткрыла нам завесу тайны появления man in black арт-консультант Кристина ВЕГЕРА, выступившая одновременно и переводчиком французского художника, и гидом-помощником в мир прекрасного.
Сам же месье Розье не стал раскрывать личность загадочного человека в шляпе, и столичному зрителю остается только предполагать, кто скрывается за этим образом…
Астана