Что делает фильм культовым?

Но что такое "культовый фильм"? На этот вопрос не так просто ответить.

Оксфордский словарь дает следующее определение – культовый фильм "должен привлекать относительно небольшую аудиторию" и раздражать любителей массовой культуры.

Типичным примером культового кино является фильм "Заводной апельсин" Стэнли Кубрика. Отказ режиссера разрешить его прокат в Британии обеспечил фильму почетное место в обойме культового кино.

Он продолжал жить своей жизнью в полумраке неофициальной культуры, когда из рук в руки передавались кассеты с его записью, а обладание ими считалось признаком интеллектуализма.

Касса - не главное

Другие фильмы выходили на экраны, но оказывались некассовыми. Но позднее выяснялось, что у них есть свои верные и даже страстные поклонники.

Например, последний фильм Квентина Тарантино "Бесславные ублюдки" является римейком полузабытого итальянско-американского фильма 1961 года, который не имел никакой прокатной истории и был прочно забыт.

А вот сейчас он возродился и его показывают на кабельных телеканалах по просьбам кинофанатов.

Другой категорией культовых фильмов являются картины столь провальные, что это даже делает их интересными.

Например, фильм американца Эда Вуда "План 9 из открытого космоса" претендует на почетное звание худшего фильма в истории мирового кинематографа.

Но при этом он набрал 100 млн. долларов только на продажах видеодисков и видеокассет и продолжает пользоваться любовью киноманов, которые соревнуются между собой в перечислении ошибок в сценарии, восхищаются деревянной игрой актеров, которые читают роли с листа, а также наивной эротикой в изображении преступного мира Лас-Вегаса, где происходит действие.

Фильмы становятся культовыми совершенно по иным причинам, чем замышляли их создатели. Таково мнение Ксавье Мендика, директора киноархива культового кино в Университете Брюнеля. Он также является главным организатором 4-й международной конференции по глобальному культовому кино Cine-Excess, которая проходит сейчас в Лондоне.

Увлеченность экзотикой

Главной движущей силой, определяющей обретение культового статуса, является наличие активной группы поклонников той или иной картины, которые ведут себя совсем иначе, чем "пассивные кинозрителя в мейнстриме", считает Мендик.

Возникший не так давно в США институт ночных киносеансов демонстрирует это явление со всей очевидностью.

Например, фильм "Донни Дарко" набрал в прокате всего 514 тыс. долларов за пять месяцев. Однако в 2002 году он снова был выпущен в прокат и выдержал 28 месяцев непрерывных показов по ночам в одном из кинотеатров Нью-Йорка. Теперь это сюрреалистическое полотно о подростке-телепате режиссера Ричарда Келли имеет культовый статус, а инвесторы стали на нем зарабатывать.

Самое интересное, говорит Мендик, что совершенно невозможно предсказать, станет ли фильм культовым. Это происходит стихийно и все попытки специально изготовить культовый фильм, как правило, заканчиваются неудачей.

Но вот если в полночь к подвалу, где идет никому неизвестная лента, выстраивается под проливным дождем очередь желающих посмотреть его десятый раз, такому фильму обеспечен культовый статус.

что делает фильм культовым

- привлекательность для особой категории зрителей
- экзотичность персонажей и их внешнего облика
- принадлежность к определенному жанру - фантастика или хоррор
- ночные показы
- анекдотически низкое качество игры актеров и режиссуры