Что будет с Казахстаном, если наша экономика сможет расти на 6 % в год

В прошлом году, по данным правительства, экономика РК выросла на 3,2 %, за три месяца 2023 года – на 4,9 %. Это все хорошо. Но слишком мало, считает портал "Караван.kz". 

Что будет с Казахстаном, если наша экономика сможет так стартануть?

Вообще то рост экономики на 6 % в год в течение 6-8 лет подряд считается экономическим чудом. Это неочевидно, но стабильный рост на 6 % в год в течение 7 лет дает рост экономики в 1,5 раза. А за 12 лет такого планомерного роста – в два раза!

По итогам 2022 года ВВП Казахстана составил 101,5 трлн тенге. Или 220,5 млрд долларов. Если план удастся, то за семь лет размер экономики вырастет до 330 млрд долларов. Это примерно на уровне современного Чили – одной из самых развитых стран Латинской Америки.

Через 12 лет – 440 млрд долларов. Такая экономика современной Малайзии – одного из «азиатских тигров» второй волны.

В принципе, все эти планы реальны. Что для этого надо?

Есть две страны «второго эшелона», у которых экономика очень похожа на казахстанскую. Но они смогли. И рост их экономик был на уровне 6-6,5 % в год.  Как правительство собирается реализовывать последние поручения президента

Чудо Теночтитлана

Мексиканское экономическое чудо было ярким, но коротким. Только семь лет – с 1964 по 1970 год. Но его основы президенты-социалисты закладывали постепенно, начиная с 1930-х годов.

Президент Ласаро Карнандес провел земельную реформу – раздал крестьянам 18 млн га, почти пятую часть пахотных земель. Для рабочих он ввел 40-часовую рабочую неделю, поднял заработную плату, установил систему коллективных договоров. При нем расцвело профсоюзное движение.

Руис Кортинес установил контроль госрасходов, инициировал программу переселения из высокогорья на побережье. Развивал морские порты и морской транспорт. Он обязал чиновников декларировать свои доходы до поступления на службу и после ухода с нее.

В 1961 году США предложили Латинской Америке программу «Союз ради прогресса» на 10 лет. Это был ответ на кубинскую революцию. Вашингтон обещал вложить в страны регионы 20 млрд долларов. Еще 80 млрд латиноамериканские государства обязались выделить из собственных ресурсов. Одновременно Штаты открывали свой рынок для продукции из этих стран.

Когда к власти 1964 году пришел Диас Ордас, для экономического чуда было почти все готово. Средства США пошли на разработку месторождений медных и железных руд, разработку нефтяных месторождений и НПЗ. Он запустил проект строительства 13 тысяч км асфальтированных дорог и ряда ГЭС. Власти строили новые школы, больницы и вузы. Мексика стала участников МВФ и учредителем Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ALALC). Штаты построили несколько заводов, которые смогли войти в производственную цепочку американских предприятий. Таким образом, в программу включались все слои населения – от крестьян до предпринимателей.

С 1964 по 1970 год экономика Мексики росла по 6-6,5 % в год. Доходы населения – на 3 процента в год. К 1970 году Мексика в основном диверсифицировала свою экономику и стала самодостаточной в производстве продовольствия. Ордас поддерживал профицит торгового баланса, который составлял почти 0,5 млрд долларов в год.

Праздник закончился после нефтяного шока 1973 года: арабские страны прекратили поставку нефти союзникам Израиля. США резко сократили потребление мексиканских товаров, что ухудшило торговый баланс страны. Алматы попал в ловушку средних доходов. Как из нее выбраться

Однако социальные расходы правительство не сократило. Выросла инфляция. Уровень жизни упал, особенно у крестьян. Но правительство Луиса Эчеверриа сохраняло участие государства в экономике, постепенно усиливая давление на бизнес. В результате международные компании вывели средства из страны. Итогом его правления стал резкий рост внешнего долга Мексики и девальвации песо в два раза.

Чудо выдохлось. Тем не менее инерция развития сохранилась. Сегодня Мексика занимает 12-е место в мире по объему экспорта и 20-е место по сложности экономики. Страна входит в 20 крупнейших экономик мира.

Перестройка по-вьетнамски

После победы над США в 1975 году мира во Вьетнаме не было еще 5 лет. Почти сразу началась война с Кампучией. Параллельно прошел конфликт с Китаем за северные границы. В итоге во Вьетнаме сформировался режим, построенный на принципах мобилизационной экономики.

Страной до сих пор управляет коммунистическая партия. Поэтому у Ханоя было два варианта развития: развитие военной экономики по сценарию Северной Кореи, или свой вариант НЭПа.

В 1986 году генеральным секретарем ЦК КПВ стал Нгуен Ван Линь – сторонник постепенных изменений в экономике, отказа от диктата идеологических догм в народном хозяйстве и использования потенциала Южного Вьетнама, где еще жили люди, умеющие работать в рынке. Сельхозкооперативам дали работать по хозрасчету. Государство отказалось от контроля за ценами.

КПВ проанализировала опыт реформ, в том числе в СССР и Китае, и на этой основе выработала самостоятельный стратегический курс, соответствующий условиям Вьетнама. Эти реформы были оформлены в виде программы «Дой Мой» («Обновление»). Но политическая система осталась однопартийной. Сохранилась руководящая роль партии и генеральной линии на строительство коммунизма.

Ключевым решением стало установление нормальных отношений со всеми государствами региона, прежде всего с Китаем, «азиатскими тиграми», Японией и США. КПВ приняла девиз «Вьетнам желает стать другом всех стран в мировом содружестве ради мира, независимости и развития». Параллельно был принят закон об иностранных инвестициях, который гарантировал право собственности для иностранных компаний, работающих во Вьетнаме.


ВВП Вьетнама 1989-2019 год

Курс «Дой Мой» был подкорректирован в 1992 году, после развала СССР. Тогда Ханой начал учитывать опыт Китая. А в 2011 году была принята «Стратегия социально-экономического развития Вьетнама на период 2011– 2020 гг.». Она требовала модернизации сельскохозяйственного производства, развития МСБ, модернизации легкой промышленности, металлургии, химии, энергетики, машиностроения, судостроения, развития, транспорта, логистики, телекоммуникаций.

Благодаря программе темпы роста ВВП Вьетнама в 2003-2007 годах составлял 8,4 %, а в 2008-2013 годах – 5,8 %. В деньгах за первое десятилетие XXI века экономика выросла в 3 раза, промышленность в 4 раза, торговля в 7 раз. Но самое главное: в 1986 году ВВП на каждого вьетнамца был всего 250 долларов, к 2020 году он вырос до 3,5 тысяч долларов. Средняя зарплата за это время выросла с 30-40 долларов до 300 долларов.

Всемирный банк считает, что к 2035 году средний доход на душу населения Вьетнама достигнет 18 тысяч долларов в год (1,5 тысячи в месяц). Тогда же страна станет второй крупнейшей экономикой Юго-Восточной Азии.

Обе страны объединяет одинаковый подход к развитию экономики. Был принят план развития. Руководство стран поставило перед собой конкретные цели: рост доходов населения, самообеспечение, развитие промышленности и транспорта. В развитие вовлекали все слои общества. Постепенно планы корректировались. Создавали институты контроля: Мексика через НПО и профсоюзы, Вьетнам – через прессу.

Казахи тоже могут

У Казахстана тоже были свои успехи: c 1994 по 1997 год мы росли по 10 % в год. Благодаря этому экономика выросла в два раза буквально за 5 лет!

C 2000 года по 2008-й ВВП РК выросло в 7 раз!

C 2010 по 2013 год мы снова выросли в 1,5 раза.


ВВП Казахстана 1994-2022 год

Но весь этот рост был за счет добычи нефти и газа ,и когда наступал кризис, девальвация отъедала весь этот рост. В 1999 году, после Азиатского кризиса, ВВП упал сразу на 25 %. В 2009 Всемирный кризис оторвал от нас 13 % ВВП. Из-за европейского долгового кризиса Казахстан впал в рецессию сразу на три года, с 2010 по 2013-й. И он стоил нам 40 % экономики.

Наша модель экономики не позволяет нам сохранить уровень жизни населения. Она слишком зависит от других стран. Если учесть наш опыт и опыт «соседних» по уровню развития государств, то все может получиться.

Пока такого плана нет.  Здесь надо ждать второго чуда: чтобы министры начали работу над ошибками.