Чистое везение: над Казахстаном радиоактивное облако с Южного Урала не проплывало

Первыми о выбросе радиоактивного изотопа заговорили в середине октября европейские специалисты. Согласно проведенным ими замерам сразу в нескольких странах в конце сентября – начале октября зафиксирована повышенная концентрация рутения-106 в атмосфере. Тут же, сопоставив скорость, направление ветра и карту континента, экологи из французского управления радиационной защиты IRSN заявили, что подобные последствия могли повлечь выброс рутения-106 на уровне 100–300 терабеккерелей где-то в России или Казахстане. Попутно они отметили, что, случись такое во Франции, были бы эвакуированы все жители в радиусе десятка километров. Потому как радиация есть радиация.

Отечественные специалисты от создания радиоактивного облака практически сразу открестились: в Казахстане просто нет предприятий, работающих с рутением.

А вот в России есть. Аккурат там, куда указали европейские эксперты. В Челябинской области расположено одно из старейших предприятий отрасли – ПО “Маяк”, которое занимается производством специальных изделий оборонного назначения, их утилизацией и переработкой отработанного ядерного топлива. Пресс-служба компании “Росатом”, которой принадлежит “Маяк”, до сих пор уверяет, что никакой аварии и, следовательно, выбросов не было.

Но после поднявшейся в СМИ шумихи “Росгидромет” выступил с заявлением, согласно которому “с 25 сентября до 1 октября превышение суммарной бета-активности в пробах радиоактивных аэрозолей и выпадений фиксировали все посты, расположенные на Южном Урале. В пробах радиоактивных аэрозолей из пунктов наблюдения Аргаяш и Новогорный обнаружен радиоизотоп Ru-106 (период полураспада 368,2 дня)”.

Причем наивысшая концентрация – в 986 и 440 раз больше, чем месяцем ранее, зафиксирована в наблюдательных точках Аргаяш и Новогорный. Обе эти точки – в радиусе 15 километров от “Маяка”. Уровень загрязнения спецы “Росгидромета” оценили как “экстремально высокий”.

Карта IRSN, показывающая содержание рутения-106 в воздухе в Европе в период с 27 сентября по 13 октября

Потом, дабы успокоить население, спецы других ведомств выступили с объяснением, что здоровью человека концентрация рутения в воздухе не угрожает. Особенно отличился главный онколог Челябинской области Андрей Важенин, который посоветовал всем, кто “сильно переживает, смотреть футбол и пить пиво”, потому как рутений-106 чистым канцерогеном не является. Между тем местные жители стали вспоминать о плохом самочувствии, которое они ощущали в начале октября.

В Казахстан, как сообщили нам в РГП “Казгидромет”, радиоактивное облако не залетало. Ветер вопреки стандартной розе ветров региона был восточный.

Таким образом, средние значения радиационного гамма-фона приземного слоя атмосферы за сентябрь 2017 года по населенным пунктам Республики Казахстан находились в пределах 0,08–0,21 мкЗв/ч, а средние значения по областям в пределах 0,11–0,16 мкЗв/ч и не превышали предельно допустимый уровень. Секретные ядерные взрывы в Костанайской области: как это было

– По сообщению о радиационном загрязнении на Южном Урале РГП “Казгидромет” в рамках своей компетенции проводит наблюдение за уровнем гамма-фона ежедневно на 85 метеостанциях, на 23 автоматических постах, в 44 населенных пунктах. Определение бета-активности проводится на 43 метеостанциях 1 раз в 5 суток, – рассказали о том, как мониторят уровень радиации в стране в ведомстве.

Между тем, уверен президент международной академии экологии Мусагали ДУАМБЕКОВ, и отечественные, и российские власти – мастера отвечать, не отвечая.

Так, по отчету “Казгидромета” совершенно невозможно сделать вывод: так прилетало к нам облако или нет? Данные в пределах нормы, но точно такой же вердикт выносили и европейские, и российские метеорологи. С одной лишь оговоркой: по отношению к обычному уровню зафиксировано повышение.

– Это стандартная практика постсоветских стран: замолчать проблему. У нас, даже когда происходит по-настоящему опасный выброс вредных веществ на предприятии, утечку пытаются скрыть даже от рабочих. Да что там, сколько лет мы бьемся за то, чтобы видеть данные мониторинга загрязнения воздуха в городах Казахстана. “Казгидромет” не дает, – сетует он.

Так что, грустно шутит Мусагали Дуамбеков, спасибо европейским специалистам за то, что рассказывают нам о наших проблемах. И, может быть, с течением времени, осознав, что замолчать информацию не удастся, госорганы Казахстана, России и других стран СНГ начнут вовремя сообщать о сбоях в экологической безопасности. Но пока этого нет. А раз так, то даже все проекты с мирным атомом, реализуемые сейчас в Казахстане, могут стать источником опасности, о которой население узнает, скорее всего, постфактум, и совершенно случайно. Как в этот раз узнали о выбросе в их регионе челябинцы. Ядовитый воздух тихо убивает алматинцев: кому выгодно скрывать страшную правду

P. S. Когда верстался номер, свой ответ на запрос нашей редакции прислали специалисты Национального ядерного центра.

Их приборы тоже не зафиксировали опасного уровня рутения-106 в атмосфере. В то время как в Румынии уровень изотопа был 145000·10-6 Бк/м3, в Казахстане – всего 70·10-6 Бк/м3, что в миллион раз меньше допустимой нормы.

– Касательно вопроса опасности в связи с выбросом радиоактивных веществ в атмосферу сообщаем, что выброс любых радиоактивных веществ в атмосферу с концентрациями выше установленных уровней может привести к повышенному облучению как персонала предприятия, на котором произошел выброс, так и населения (в случае, если выброс привел к повышению содержания радионуклидов в атмосфере выше допустимых уровней в местах проживания или нахождения людей), – не стали тешить людей ложными надеждами в РГП НЯЦ РК.