Чистая работа

Выезжаем с автобазы в 6.30 утра. “Зря ты так оделся, надо было накинуть какую-нибудь поношенную курточку”, – говорит водитель мусоровоза 36-летний Кайрат Абилов. Увидев одежду его помощника Евгения (куртка со множественными заплатками и трико с черными пятнами), думаю, что и впрямь не рассчитал…

Проезжаем буквально полкилометра и сворачиваем в ближайший двор. Там нас ждут сотрудники КСК. Около каждого подъезда стоят коробки с мусором. Его с половины шестого утра начали выгребать из мусоропроводов и собирать в “тару”. Под нее, кстати, приспосабливают не только коробки, но вышедшие из строя стиральные машины типа “Малютка” и даже старые детские ванны и коляски.

Кайрат спускает на землю контейнер, и мусоропроводчики (вот уж не думал, что есть такая профессия!) вместе с дворниками и Евгением в быстром темпе начинают бросать в него отходы. Наш первый дом оказался довольно протяженным – около 15 подъездов, с каждого из них собирается мусор объемом примерно в контейнер. В одном месте пришлось делать двойную погрузку, уж больно много коробок. Сотрудница КСК шутит: “Наверное, эти жильцы покушать любят!”.

Сборщики быстро передвигаются от подъезда к подъезду, веником и совком подбирая остатки упавшего мусора. Замечаю, что часть коробок предусмотрительно обмотали скотчем – чтобы не развалились.

Кайрат хватается то за руль, то за рычаги захвата контейнера. Спрашиваю водителя: “У тебя тут 10 рычагов, не путаешься?” – “Поначалу медленно работал, боялся уронить мусор, а сейчас – как виртуоз на пианино!” – смеется он.

Виртуоз – это точно. Водитель подъезжает к мусоросборникам практически идеально, что не приходится производить дополнительные манипуляции с захватывающим устройством.

Отходы – зеркало жизни

Забавный случай происходит где-то через час. В коробке находим веточки новогодней елки, искусственной. Очевидно, что просьба жены “Ну выкинь елку!” все-таки возымела действие на мужчину, хоть и с запозданием...

А вообще, если говорить о содержимом мусора, то в нем много бутылок – пластиковых и стеклянных, консервных банок, тетрапакетов, обрывков газет, битой посуды. Также имеется флора в форме остатков овощей и фруктов и даже остатки фауны в виде шкур домашних животных (в частном секторе). Ну и, конечно же, разнообразные объедки. Это ж надо, сколько едят горожане!

Завершаем круг и встречаем около пункта приема бутылок двух мусоропроводчиков. Ребята, не отходя от рабочего места, наладили свой “бизнес”. Добро не пропадает!

За полтора часа делаем около сорока погрузок. Собрав примерно три тонны отходов, которые с помощью специального оборудования время от времени прессуются, едем на свалку.

На свалке есть все!

Как ждали пустой мусоровоз сотрудники КСК! Но еще больше его, забитый до отказа, приветствовали бомжи со свалки. Не успел Кайрат опрокинуть мусоросборник, как в этом месте образовалась кучка из нескольких бездомных. В основном мужчины, но были и две женщины.

Получив в распоряжение содержимое мусоровоза, они буквально накидываются на него. Некоторые орудуют вилами. У каждого из сборщиков в руках по большому мешку – за считанные минуты они наполнились почти наполовину.

Мужчина неопределенного возраста находит в отходах тени для век и, протерев их рукавом, кладет в карман. Может, в подарок любимой?

С шумом и пылью!

А мы тем временем отправляемся дальше. “Сейчас начнется работа под названием “Ведра”, – говорит водитель. В разговор вступает Женя: “Поедем в частный сектор, там топят печки, поэтому много ведер с золой. Вам надо будет постоянно выходить из машины, а то пыль в кабину попадает”.

Первым по маршруту оказывается узкий переулок, и Кайрат демонстрирует искусство “миллиметража”. Въезжаем неспешно, чтобы не задеть заборы, а там, оказывается, и развернуться нелегко. Но для начала надо погрузить ведра. К грузчику Жене подключается водитель, потому что, несмотря на небольшое количество домов, ведер более 10 штук. Садимся в салон, и там, как предупреждал помощник, царит пыль. Такая, что нужен не просто респиратор, а противогаз.

Но жаловаться некогда. Объезжаем еще несколько переулков – и снова на свалку, где нас уже поджидают бомжи.

Сюрпризы не закончились

В 11.30 спрашиваю у Кайрата: “А когда перерыв, пять часов уж как ездим?”. Кайрат улыбается: “Перерывы были, когда ездили на свалку. Вот такой отдых за рулем. До трех часов отработаю, потом и пообедаю в нормальной обстановке”. Впереди нас ждет третий этап – “Контейнеры”.

Наверху одного из них лежит пальто, с виду еще приличное. Через три дома встречается фуфайка, немного выцветшая, но не порванная. В общем, у бомжей сегодня праздник – не только еда, но и одежда.

Бурная пятница выдалась в одном из домов, где в коробку были сложены десятки бутылок водки, пива и вина. “Свадьба или юбилей были”, – делает выводы Евгений. В другом месте определенно отмечался день рождения у мальчика. На полу коробки от игрушечного поезда, игровой приставки и большого грузовика.

Около трех часов дня после очередного заезда на свалку смена заканчивается. “Еще раз поедешь с нами?” – спрашивает водитель. “Не думаю, что решусь, впечатлений хватило, – честно отвечаю я. – А вы с Женей молодцы!”.

– Ну спасибо на добром слове, – говорят мои “консультанты”.

Уже дома глянул на мусорное ведро и подумал – а что бы было, если эти ребята хоть несколько дней не выехали на улицу? Мы бы просто утонули в мусоре!

Ризабек ИСАБЕКОВ, фото автора, Павлодар