Чистая, как слеза

А если речь идет о деятеле науки, работающем в сфере самых современных технологий, да к тому же сказавшем в науке свое оригинальное слово, ставшем основателем нового научного направления - такие случаи можно просто по пальцам пересчитать.
Но даже бесспорные научные и организационные таланты зачастую вязнут у нас в болоте безразличия и бюрократизма…
Казахстан относится к числу стран, испытывающих дефицит воды. И всегда, во все времена на громадных пространствах Казахстана чистая вода всегда считалась большой проблемой.
Даже сегодня огромное количество казахстанцев пьет воду из открытых источников - рек, прудов, самодельных колодцев, а значительная часть пользуется привозной водой. Государство, как только сумело встать на ноги после трудных времен экономического развала, вынуждено было срочно разработать программу "Питьевая вода" и объявить ее приоритетной.
Выполняется она трудно, на решение ее ежегодно идут сотни миллионов тенге. Задача - к 2012 году обеспечить всех казахстанцев нормальной питьевой водой, соответствующей ГОСТам, то есть такой, от которой люди не получали бы себе "букет" хронических болезней, сбалансированной по составам солей, микроэлементов и микроорганизмам.
Сегодня на этом пути сделано немало, и миллиарды тенге потрачены не зря. Но тысячи и тысячи населенных пунктов, аулов и поселков все еще остаются без нормальной питьевой воды.
Очистка воды, в большинстве своем насыщенных различными солями и примесями, сегодня составляет не только научно-техническую, но и важнейшую социальную задачу.
Многие годы для очистки воды использовали химические реагенты. Но способ этот достаточно дорогой, и к тому же после очистки оставалось немало вредных отходов, которые нужно было как-то утилизировать.
Казахстанский ученый Александр Алексеевич Цхай решил эту сложную техническую задачу на новом направлении, которое зародилось в научном мире в конце прошлого века - с помощью мембранных технологий.
Он посвятил изучению секретов воды и ее очистки 40 лет, и, без преувеличения, стал в этом деле настоящим корифеем. Еще в советское время - доктором химических наук, лауреатом Государственной премии, профессором, обладателем нескольких десятков патентов на изобретения в этой области.
Принимал активное участие в создании целого направления в химической промышленности СССР - именно по очистке воды. И не случайно, наверное, что благодаря усилиям его самого и единомышленников, именно в Казахстане производилось в советские времена до 50 процентов промышленного оборудования по очистке воды.
Громкое имя и научные заслуги не уберегли Александра Цхая от общей судьбы нашей казахстанской науки.
В пору развала Союза и прекращения финансирования научных исследований со стороны государства перед ним, как и перед другими учеными, вставала мучительная дилемма: выживать, пытаясь найти свое место в новой системе рыночных отношений, или же поставить крест на усилиях всей своей жизни и просто плыть по течению - куда вынесет… Ученый выбрал первый путь - и, ко всеобщему удивлению, сумел довольно успешно пройти все препятствия на пути преобразования научного принципа в процветающее коммерческое предприятие. Сказался и опыт организаторской работы в науке еще в прежнее время.
Как бы там ни было, постепенно вокруг него собрались друзья, работавшие ранее вместе с ним в системе Академии наук республики, вместе они создали маленькую венчурную фирму, которая через несколько лет стала единственным предприятием в стране, производящим самое современное оборудование для очистки воды.
Суть научного изобретения А. Цхая, на котором построена вся работа его фирмы "Мембранные технологии, С. А.", состоит в новом способе получения чистой и даже сверхчистой воды методом мембранного электродиализа.
Подобные технологии давно разработаны и используются и за рубежом, но казахстанскому ученому удалось найти свою, оригинальную "схему", позволяющую получать воды гораздо больше и значительно дешевле, чем у других.
Изобретение А. Цхая высоко оценили профессионалы за рубежом, причем в странах, где условия водоснабжения схожи с вододефицитным Казахстаном.
Его установки работают сегодня в Корее, Саудовской Аравии, Омане, Бразилии, России, фирма активно сотрудничает с Францией, Германией, США, Италией и другими развитыми странами в сфере обмена технологиями и комплектующими материалами для своих установок. То есть, и здесь процесс идет в русле мировой тенденции технического прогресса, по пути тесной производственной кооперации.
Не мог остаться А. Цхай безучастным и к казахстанской программе "Питьевая вода", приняв в ней активное участие. Его установки по очистке воды пришли в самые отдаленные аулы и поселки страны и сегодня, благодаря им, более ста населенных пунктов по всему Казахстану полностью обеспечены чистой водой для питья и других бытовых нужд.
Компания получила две Золотых звезды качества в сфере передовых технологий на традиционном международном конкурсе качества потребительской продукции в Париже и Женеве, а год назад стала лауреатом казахстанской премии "Шапагат" - за лучшее изобретение года.
Технология казахстанского ученого позволяет получать сверхчистую воду - в десять, а если надо - то и в сто раз более чистую, чем, к примеру, дистиллированная.
Чистая вода необходима для пищевой, фармацевтической, химической промышленности, просто для питья и бытовых нужд. А для сверхчистой воды, где количество солей сведено практически до нуля, нашлось и другое, очень важное применение. Такая вода для питья, конечно, не годится, но она жизненно необходима для теплоэнергетики.
Ее использование при эксплуатации ТЭЦ, которые есть в каждом городе, позволяет значительно поднять коэффициент полезного действия теплоустановок, уменьшить число поломок оборудования. Чистая вода в тепловых контурах станций не оставляет практически никаких отложений на трубах и время их производственного использования можно резко увеличить. Экономия средств только на этом, по подсчетам, может составить сотни миллионов тенге в год.
Есть и другой важный аспект проблемы, который позволяет решить мембранная очистка воды. Благодаря ей можно резко сократить количество вредных технологических выбросов, прежде всего сточных вод, насыщенных вредными солями и щелочами. Вредные для экологии выбросы - беда практически всей казахстанской, да и не только, теплоэнергетики. Сбрасываемые в отстойники вредные технологические воды, рано или поздно, попадают в почву и водные источники, ухудшая и без того плохую экологическую обстановку. Технология же А. Цхая позволяет этого избежать, причем воду после очистки можно вновь использовать в технологическом цикле, да и просто - для питья и бытовых нужд.
Но разработанные компанией экспериментальные образцы пока существуют только в единичных экземплярах. В отличие от установок очистки питьевой воды, производство которых поставлено на поток, установки для теплоэнергетики, с гораздо более высокой производительностью - это совсем другой масштаб производства, требующий значительных финансовых вложений.
Это уже не 40-футовый контейнерный блок, мощностью 600 кубометров воды в сутки, что достаточно для бытовых нужд поселка в тысячу жителей. Для теплоэнергетики нужно создавать целые цеха, настоящие производства по выпуску сотен кубометров чистой воды в час! И вот парадокс: есть отличная технология, лучше, чем за рубежом, есть огромный спрос на эту продукцию, есть, наконец, производственная база, на которой все это можно осуществить…
Заявляя о необходимости технологического "прорыва" в экономике, государство сегодня мало чем помогает ученым и предпринимателям, уже работающим в этом направлении. Куда только не обращались в компании в поисках инвестиций! Созданные для этого так называемые "институты развития" в упор не видят ни достижений А. Цхая, ни реальных потребностей страны в обеспечении людей и промышленности чистой водой.
Денег государство выделяет этим "институтам развития" немало - десятки миллиардов тенге ежегодно, но вот куда они идут - большой вопрос… К примеру, недавно глава фонда "Казына", созданного специально для координации действий этих институтов развития К. Келимбетов, выступая перед парламентариями, назвал такую цифру: за пять последних лет при их участии реализовано 400 проектов в несырьевом секторе.
Может, это и так - на бумаге. Но разве мы видим реально вокруг нас новые заводы, фабрики, научно-производственные объединения? За пять лет бюрократическая "гора" родила не одну, а четыреста мышей - ну и что?
Из всех них на память приходят разве что завод по переработке сои да бумажная фабрика… Да и там все основано на закупке чужих технологий.
А когда же эти институты начнут поддерживать наших ученых, хотя бы тех, которые делом доказали, что их технологии стоят на мировом уровне? Чудовищная бюрократия и чиновничьи "рогатки" - вот что получает сегодня предприниматель, рискнувший работать в сфере высоких технологий.
Льготный кредит, для чего и созданы эти институты развития, получить невозможно. Деятельность этих "институтов развития" предельно закрыта, даже парламентарии в ходе дискуссии не могли получить внятных ответов - чем же они все-таки занимаются?
Да что там - глава "Казыны" признался, что только сегодня его ведомство начало проводить исследования, благодаря которым "будут выработаны ключевые показатели эффективности деятельности институтов развития"!
То есть до сих пор, выходит, целых пять лет таких критериев не было, каждый работал, как Бог на душу положит… Как бы там ни было, высокие технологии сегодня остаются уделом энтузиастов, подобных А. Цхаю и его коллегам.
А результат - углубляющееся технологическое отставание страны, преодолеть которое с таким отношением к собственным светлым головам можно считать невыполнимой миссией.