Число нарушений при проведении закупок недропользователями резко возросло в Казахстане

«Нарушения правил закупок - если в 2012 году из 2,7 триллионов тенге нарушений было всего 0,7 % - 18,3 миллиарда тенге, то в 2013 году мы видим значительный рост - на 162 миллиарда тенге увеличились нарушения правил закупок», - Нурбеков на форуме «Нефть и газ: казсодержание - 2014».

«Справедливости ради надо сказать, что безусловным лидером является CNPC Актобемунайгаз. Министерство из года в год из месяца в месяц фиксируют одни и те же нарушения, когда создаются искусственные препятствия для участия наших предприятий в закупках», - добавил он.

Среди наиболее распространенных нарушений глава агентства  назвал установление заведомо невыполнимых условий поставок закупаемых товаров, работ и услуг. «Одна из компаний срок поставки оборудования поставила один день со дня проведения конкурса - наверное, надо понимать, что этот товар уже стоит, просто надо им все оформить. Очень много грешат закупщики - в том числе  - и CNPC - это укрупнение лотов, когда разнородные товары, работы и услуги закупаются одним лотом, придумали слово «комплект», например, комплект труб, и закупают это одним лотом», - проиллюстрировал Нурбеков эти нарушения.

«Когда вы покупаете компьютер в комплекте, это понятно - там будет и монитор, и мышь, и клавиатура, но трубы разных диаметров, которые потом используются в разных местах, комплектом быть не могут», - подчеркнул он.

По его сведениям, до сих пор есть компании, которые не публикуют свои объявления в общем реестре, многие закупщики практикуют затягивание оплаты за поставленные услуги, работы и услуги. «Есть компании, обещающие оплату в течение года с момента поставки. Это вообще нонсенс, когда отечественное ли или неотечественное предприятие должно субсидировать нефтяную компанию», - заявил он.

«Чемпион» в этой категории - «Эмир ойл», который требует поставки в течение двух часов с момента получения заявки от заказчика, это касалось трубы, то есть за два часа поставить, загрузить - разгрузить… при этом за каждый день просрочки выставляется немыслимый штраф - 37 миллионов тенге. Либо это какая-то банальная ошибка, либо какой-то чересчур злой умысел», - продолжил Нурбеков.

«Еще одним бичом является закуп из одного источника, некоторые компании закупают 50% товаров, работ и услуг из одного источника, что ставит под сомнение прозрачность половины затрат», - отметил он.

По его сведениям, общий объем закупок товаров, работ и услуг нефтегазовой отрасли в 2013 году составил 2,7 триллиона тенге, это чуть-чуть меньше, чем в 2012 году, если говорить о качестве, это лучше, потому что в 2013 году казахстанское содержание составило 57,3 % или 1,5 триллионов тенге, тогда как в 2012 году это было 1,4 триллиона тенге. «То есть компании, закупая меньшее количество товаров, работ и услуг, стали больше закупать товаров, работ и услуг казахстанского происхождения»,  - отметил он.

«Если говорить про товары, то в 2012 году у нас было всего 12,2 %, а в 2013 году достигнут существенный рост - 16,2 %, было 47 миллиардов тенге, стало 75,5 миллиарда тенге. Можно говорить о том, что наши машиностроители стали чуть больше загружены, хотя надо признаться, что здесь существенную долю имеют ГСМ, электроэнергия», - добавил Нурбеков.

«Если говорить о работах, то у нас есть небольшое падение в деньгах, в 2012 году было 549 миллиардов тенге, в 2013 году стало 523 миллиарда тенге, но при этом процент увеличился, то есть стали закупать меньше работ, но в них стало больше казсодержания. По услугам местное содержание было 66,8 %, в 2013 году достигло 74,4 %, в деньгах оно было 817 миллиардов тенге, стало 961 миллиард тенге. Можно говорить о том, что ТШО, КПО и CNPC дали плюсом 54 миллиарда тенге. Группа компаний ФНБ дали плюсом 151 миллиард тенге и  небольшие цифры 120 компаний еще дали», - заключил представитель агентства.