Шокирующую ситуацию в сфере образования озвучили прокуроры на заседании координационного совета правоохранительных органов Северо-Казахстанской области. Здесь вспомнили разговор, имевший место в 2013 году на брифинге в министерстве по чрезвычайным ситуациям, который не стал достоянием широкой общественности.
– На брифинге сообщалось, что в Северо-Казахстанской области по установившейся традиции новый учебный год для властей региона наступает неожиданно. Из-за этого далеко не все объекты образования оказываются готовы к нормальной работе. Однако информация о конкретных недостатках и нарушениях в этой сфере охраняется начальством областного департамента по ЧС на уровне большой государственной тайны. Даже тот факт, что более половины учебных заведений области вступают в учебный год с вопиющими нарушениями противопожарной безопасности, подается руководством департамента по ЧС исключительно в положительном свете, – отметила Шолпан АБДРАХМАНОВА, начальник управления по представительству интересов государства в судах прокуратуры СКО.
За сухими цифрами статистики
В качестве примера – статистика, которой североказахстанские чеэсники парировали вышестоящему руководству. Отчитывались, что обследовали 630 учреждений, подведомственных министерству образования и науки РК, выявили здесь 1 410 нарушений требований норм и правил пожарной безопасности: “Системами автоматической пожарной сигнализации образовательные учреждения оборудованы на 92 процента, внутреннее противопожарное водоснабжение находится в рабочем состоянии на 86 процентах объектов”.
То, что специалисты ЧС умеют выявлять нарушения, осталось без сомнения. Только безопасности детям в школах не добавило. А то, что в регионе есть школы, где нет пожарной сигнализации, где не работает противопожарное водоснабжение, то есть огонь вообще нечем тушить и жизнь детей зависит только от счастливой случайности, осталось за крупным кадром статистики в тех недостающих до ста процентов цифрах.
Неубиваемое отношение
В канун нынешнего учебного года департаментом по ЧС были проведены очередные плановые проверки противопожарного состояния объектов образования СКО. Ситуация, похоже, зеркальная.
Прокурорская проверка отмечает, что по результатам пожарно-технических обследований из 532 объектов образования на 290 было выявлено 1 254 нарушения требований норм и правил пожарной безопасности. Отсутствие огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений, эксплуатация токоведущих частей распределительных устройств, рубильников, розеток с нарушениями технических норм устройства электрооборудования, эксплуатация котельных в подвальных и первых этажах зданий школ – по-прежнему остаются главными бедами местных учебных заведений.
А тенденция откровенного наплевательства на выявленные нарушения неубиваема. Так, в ходе контрольной проверки по исполнению ранее выданных предписаний установлено, что из 290 объектов образования нарушения устранены в полном объеме на 152, на 115 объектах остаются неустраненными 338 нарушений правил пожарной безопасности.
Взгляд вглубь сухой статистики – каждый день родители отправляют своих детей в школу, рискуя их жизнью. Масштабы опасности – 23 школы в районе имени Г. Мусрепова, в Уалихановском районе – 4 школы, в районе имени М. Жумабаева – 18 школ, в Тайыншинском районе – 20 школ, в Жамбылском – 2 школы, в Акжарском – 21 школа, в Айыртауском – 15 школ, в Аккайынском – 5 школ, в Есильском – 4 школы, в Петропавловске – 2 пожароопасных школы.
Неисполнение предписаний органов ДЧС, как показывает прокурорская проверка, руководителям школ с рук не сошло, судом им наложены солидные штрафы под 200 тысяч тенге.
Но главное не это, а то, что пожароопасная ситуация стала причиной приостановления деятельности школ на срок от 10 дней до двух месяцев. Такие сроки даны судом для наведения пожарного порядка в учебных заведениях и устранения угрозы жизни детей.
Суд не указ?
На деле прокуроры увидели, что даже судебные вердикты игнорируются. Административное приостановление деятельности школ не исполняется. А в Айыртауском районе вообще выявлена поразительная с точки зрения закона история. Проверкой установлено 6 фактов, когда ранее приостановленные по решению суда объекты образования вновь приостанавливаются по той же причине – как опасные в пожарном плане.
– К примеру, 14 июля 2014 года судебным исполнителем во исполнение решения специализированного межрайонного экономического суда по СКО о приостановлении деятельности ГУ “Береславская неполная школа Айыртауского района” возбуждено исполнительное производство, которое до сих пор находится на исполнении. При этом 14 сентября 2015 года постановлением Айыртауского районного суда деятельность этой же школы вновь приостановлена сроком на 15 дней, директор школы привлечен к административному штрафу 100 МРП, – отмечает прокурор Абдрахманова.
Четыре года дети идут в сад и рискуют не вернуться
По данным прокуратуры, за последние три года в судебном порядке приостановлена деятельность 236 социально значимых объектов. 217 решений о приостановлении специализированным межрайонным экономическим судом СКО вынесено в 2013 году. При этом на момент проверки прокуроров в остатке у судебных исполнителей находятся исполнительные производства о приостановлении 35 школ, двух детских садиков.
К примеру, в Айыртауском районе продолжают учить детей 15 школ, деятельность которых приостановлена еще с 2012 года, 20 школ, которые должны были закрыть двери в 2013 году. Детский сад, который посещают больше 300 ребятишек, вне закона уже с 2011 года! Здесь крохи каждую секунду рискуют жизнью!
Огонь наступает
Пока пожароопасные школы и садики продолжают работать, огонь не дремлет. На заседании прокуроры привели массу примеров, когда здесь уже случались пожары. Например, в январе этого года произошел пожар в подвале школы в селе Новоишимское района имени Габита Мусрепова. Директор школы и кочегар были наказаны штрафами, деятельность школы была приостановлена судом на 10 дней, но, как утверждают прокуроры, нарушения не устранены, угроза жизни и здоровью детей остается. Аналогично 5 июня 2015 года случился пожар в Ивановской средней школе Аккайынского района. Прокуроры констатируют: “В отношении виновных лиц применены меры административного характера с приостановлением деятельности школы на месяц, вместе с тем нарушения не устранены, школа работает в рабочем режиме с 1 сентября 2015 года, угроза жизни и здоровью сохраняется по настоящее время”.
Цивилизация с натяжкой
Начальник управления образования СКО Шолпан КАРИНОВА уверяет, что чиновники от образования работают над пожароопасными ошибками, но обстоятельства ставят палки в колеса. Например, проблема – сами здания школ и детских садов, здесь уже большой износ.
– В области собственные здания имеют 660 объектов образования. Порядка 400 из них эксплуатируются свыше 30 лет, больше сотни зданий – от 20 до 30 лет. Только 10 зданий имеют возраст до 10 лет, – говорит Шолпан Каринова.
В оправдание глава ведомства приводит и такие цифры: на центральном отоплении в регионе находится всего 59 учебных заведений. Большинство зданий – 473 – на автономном отоплении. Автономность – это чаще всего обычные печки, которые топят дровами и углем, электроотопление, котлы. Именно эти здания обычно вызывают пожарную тревогу.
А 123 школы в регионе вообще находятся в приспособленных зданиях, как их приспосабливали под учебные заведения – отдельный вопрос.
Так о полной цивилизации в большинстве зданий школ и садов говорить не приходится.
Цена вопроса – сотни миллионов тенге
Глава управления образования озвучила, что для решения “пожарной” проблемы нужно дополнительное финансирование примерно на 297 миллионов тенге. К примеру, автономную пожарную сигнализацию в школах в этом году установили на 54,5 миллиона тенге, а денег на доукомплектование и эксплуатацию не хватает. Только на сопровождение автономной пожарной сигнализации в 2016 году учебным заведениям региона нужно примерно 15 миллионов тенге.
А еще эти суммы, согласно Бюджетному кодексу РК, должны выделяться только из районных бюджетов, более денежная областная и республиканская казна помочь не вправе. Смогут ли районные кошельки ежегодно наскребать такие суммы? Вопрос на засыпку.
Доживем до конца учебного года?
Дальше – больше. Избитая нехватка денег здесь полбеды.
– Нет утвержденных нормативов на обработку одного квадратного метра деревянных конструкций огнезащитными составами, на сопровождение автономной противопожарной сигнализации, на заправку, перезарядку, освидетельствование огнетушителей, – сетует Шолпан Каринова.
В итоге в одной школе затраты составляют 10 тысяч тенге, другие насчитывают 50 тысяч тенге. В условиях жестких тендерных закупок, когда покупатель должен выставить конкретную цену, которую отдаст за услугу и товар, это удар ниже пояса.
Как это стало возможно в громоздком механизме государственного управления и почему об этом вслух заговорили только после того, как прокуроры поставили вопрос ребром – тоже вопрос без ответа.
Отчитываясь и оправдываясь, на заседании совета все давали обещания исправиться. Правда, наводить порядок обещано уже после окончания учебного года, чтобы не нарушать процесс.
Появятся ли нормативы, деньги на противопожарные меры, будут ли чеэсники заботиться о том, чтобы их предписания выполнялись, начнут ли судисполнители исполнять решения судов о приостановлении опасных школ и детсадов – покажет время. Или вся эта армия господ, получающих зарплаты из бюджета, ждет, пока сгорят дети, и тогда рьяно возьмется за свои обязанности? Остается надежда, что до конца учебного года огонь даст региону шанс исправиться и не ворвется в классы с детьми.
Петропавловск