Чиновники в Северном Казахстане торговали государственными квартирами направо и налево

За мздоимство, поставленное на поток, руководитель городского центра занятости Айжан ЕЛИЯСОВА получила 8 лет колонии. Двое ее пособников – по 7.

Где программа, там и яма

Две государственные программы, “Енбек” и “Дорожная карта занятости 2020”, подарили североказахстанской молодежи невиданный доселе шанс – построить свою жизнь в областном центре с завидного старта. Эти программы предусматривали не только помощь государства в трудоустройстве. Главное – давали возможность жить в Петропавловске, не снимая квартиру, практически бесплатно.

Для молодежи, которая участвует в этих программах, выделили сразу 2 новеньких общежития. Жить здесь можно было всего в пределах 3 тысяч тенге в месяц.

Такие государственные квадратные метры в общежитии давали на 5 лет. Считалось, что за это время работающие люди благодаря тому, что не тратятся на аренду жилья, смогут накопить на первоначальный взнос по ипотеке.

Рассчитаны программы были на тех, кому еще нет 29 и кто хочет устроиться на работу через центр занятости. Основной задачей государства здесь было протянуть руку помощи сиротам. Внедрять благую идею поручили центру занятости. Когда на его баланс передали новостройки, и началась история, которая довела до суда. Доброе дело государства послужило началом дела уже уголовного.

Карманная программа

Как установил суд, Айжан Елиясова, директор КГУ “Центр занятости населения акимата города Петропавловска”, использовала возможности госпрограмм в своих корыстных целях. Брать мзду помогали пособники – Данияр СУРАГАНОВ, директор частной конторы, и Рустам СЫЗДЫКОВ, рядовой мастер одного из предприятий Петропавловска. Мужчин совершенно разного социального статуса объединяла одна особенность – они были соседями, причем оба проживали в тех самых общежитиях, где давали арендное жилье молодежи.

Работала троица, судя по материалам дела, по налаженной коррупционной схеме – мужчины искали клиентов, брали деньги, а глава центра занятости уже решала вопросы в пользу тех, кто заплатил.

Как оказалось, искать желающих заселиться в арендные общежития было несложно. Эта государственная помощь была так востребована в регионе, что едва компания организовывала жилье одному клиенту, тут же подтягивались его родственники и друзья.

Возраст взятке не помеха

Например, как выяснилось в суде, весной 2020 года супруги Ш. узнали от знакомых, что Сыздыков может посодействовать в получении арендного жилья за 550 тысяч тенге. Глава семейства позвонил Сыздыкову, и всё тут же решилось. Его супруга за те самые 550 тысяч официально стала новоселом в арендном доме, хотя не имела на это права из-за возраста.

В октябре 2020 года Сыздыков предложил свои услуги гражданке А. Жилье нужно было ее сестре, но та никак не подходила под 29-летнюю. Вместо сестры стали оформлять на брата. Ценой вопроса оказались 200 тысяч. Женщина их охотно отдала, правда, новоселья не случилось. Заселение обещали только после отопительного сезона, то есть весной. А к тому времени компанию уже задержали.

Всего в материалах дела 10 эпизодов.

Суммы взяток варьировались от 200 до 800 тысяч тенге. Самую крупную запросили за “двушку”. За “однушку” обычно брали полмиллиона.

В суде все трое говорили о своей невиновности и благих побуждениях.

Ради добра и плана вышестоящего руководства

Айжан Елиясова свою вину во взяточничестве не признала категорически. В суде экс-руководитель центра занятости просила ее оправдать. Всё произошедшее объясняла тем, что хотела как лучше:

– В ходе реализации программ вышестоящее руководство требовало выполнения индикатора показателей по реализации плана, то есть необходимо было трудоустроить через центр по программам “Енбек” и “Дорожная карта” около 6 000 человек, в связи с чем обращалось за помощью к Сураганову. Никаких договоренностей о получении вознаграждения в виде денег за решение положительного результата в интересах заявителей не было.

Нашла Айжан Боранбаевна объяснение и тому, что деньги от Сураганова все-таки поступали на карточки ее детей:

– Денежные средства, которые поступали от Сураганова на карточные счета дочери и сына, были суммами займа. Искать людей для получения жилья Сураганова не просила, лишь помогала нуждающимся людям по просьбе Сураганова.

Золотые люди!

Данияр Сураганов в пособничестве мздоимству не признался, назвал себя просто посредником. Также рассказал в суде, что Айжан Елиясову знает почти 10 лет, не раз жаловался ей, что его знакомые нуждаются в жилье:

– Договорились, что за каждого заявителя ей потребуется денежное вознаграждение в сумме 200 тысяч тенге, которые передавал ей лично либо электронным путем переводил на счета ее дочери или сына.

Больше того, как следует из приговора, Сураганов настаивал, что “фактически их целью было помочь людям, а также немного заработать в виде дополнительного дохода”.

Рустам Сыздыков тоже пытался убедить, что он не имеет отношения к коррупции. Сказал, что Сураганова знает, но с ним не дружит. А с Елиясовой и вовсе не знаком. Правда, не скрывал, что деньги брал. По его версии – за консультации:

– Считал это дополнительным заработком за оказанные консультационные услуги. При этом людей не искал, люди сами находили. Деньги всегда передавал Сураганову наличными или на карту.

А еще Рустам Сыздыков настаивал, что никого не обманывал: “Если бы не получилось предоставить жилье, то вернул бы деньги обратно”.

Всем сидеть

Вину Айжан Елиясовой в неоднократном получении взяток суд счел доказанной, как и вину Сыздыкова и Сураганова в пособничестве этим взяткам.

Согласно приговору Петропавловского городского суда, Елиясова должна отправиться в колонию на 8 лет, ее пособники – на 7.

Сиротский гром среди ясного неба

Примечательная деталь. Первый эпизод, согласно приговору, компания начала проворачивать весной 2020 года. Дальше деятельность только шла в гору. И достигла пика к концу 2020-го. Именно тогда, в декабре, в Петропавловске и разгорелся массовый скандал вокруг тех самых арендных общежитий, куда заселяли людей за взятки.

Десятки семей сирот, которые жили в этих домах, на всю страну заявили, что их выселяют на улицу в мороз. Всё произошло из-за того, что у жильцов к тому времени истек 5-летний срок проживания в госжилье.

Люди говорили журналистам, что, как ни старались накопить за это время на ипотечный взнос, не смогли.

В акимате тогда успокоили двухдневный массовый народный гнев, пообещав, что в мороз на улицу никого не отправят. Как чиновники решают проблемы арендного жилья за 50 миллиардов, посадив нуждающихся граждан на голодный паек

“В 2020 году завершается срок аренды у 51 человека в соответствии с договорами. Центром занятости населения Петропавловска соответствующие уведомления направлены жильцам. В связи с постановлением акимата Петропавловска об отопительном сезоне выселение из жилья не допускается в зимний период”, – гласило официальное заявление властей.

– Была договоренность, что временное жилье будет выдаваться по договорам после окончания срока аренды предыдущих жильцов. Никого не торопили, ждали окончания срока отопительного сезона, – говорил о своей невиновности в суде Сыздыков.

К слову, разоблачили осужденную троицу через несколько месяцев после скандала, поднятого сиротами, которым пришло время выселяться. “Кто там живет?” – этим вопросом в те дни задавались как сами подлежащие выселению сироты, так и многочисленные пользователи соцсетей.

ПЕТРОПАВЛОВСК