Межрайонная Фемида отменила постановление акимата области, которым закреплялось появление новых рыбных мест. История – удивительная.
Аттракцион невиданной щедрости
В 2006 году предприниматель Бахытжан СЕРМАНИЗОВ взял водохранилище в аренду на 10 лет. И с тех пор занимается разведением и выловом рыбы. С окончанием срока аренды договор был перезаключен до 2055 года. Хозяйский присмотр за озером и рачительное ведение дел давали свои результаты: в 2018 году было выловлено 2 053 тонны рыбы, в 2019-м – 2 280 тонн. Видимо, эти цифры и не давали кому-то покоя…
Странности рукотворного моря
Шардаринское водохранилище имеет свои особенности. В зимний период оно наполняется, достигая площади 90 тысяч га, а весной воду сбрасывают на полив. К концу лета от него остается лишь одна треть. У истоков появляются небольшие озера с глубокими впадинами, куда приходит на нерест рыба и где остается малек до набора веса.
В 2020 году предприниматель Серманизов заметил странную активность неких деловых людей у истоков водохранилища – как раз там, где остались озера.
При попытках выяснить, чем же занимаются незваные гости, последние предъявили документы, подтверждающие уже не гостевой, а хозяйский статус. Как рассказали специалисты управления природных ресурсов и регулирования природопользования Туркестанской области, с 2015–2016 гг. в области проводилась паспортизация водохозяйственных объектов. В 2018 году дошла очередь и до Шардаринского водохранилища. Государственные органы умудрились установить на территории Шардаринского водохранилища наличие 3 озер. Так и появились Караколь-1 площадью 1 125 га, Караколь-2 площадью 812 га и Безымянное площадью 1 200 га. А в 2020 году вышло в свет постановление акима Туркестанской области “Об утверждении перечня рыбохозяйственных водоемов местного значения Туркестанской области”. В списке 3 новообразованных водоема предназначались для промыслового рыболовства.
Был проведен тендер на эти озера, которые выиграли фирмы ТОО “Бескара” и ИП Аргимбаева.
Для первоначальных арендаторов озера было удивительно, что акимат выставил на тендер озера, появившиеся в результате падения уровня воды в водохранилище. Да и границы этих озер были выставлены по точкам в рамках существующего Шардаринского водохранилища.
– Места этих озер считаются местами круглогодичного запрета вылова рыбы. Это места основных нерестилищ. Рыба заходит на эти территории в январе, феврале, марте, апреле, мае; в это время рыба нерестится. Потом вода уже уходит, и там нельзя рыбачить. Возможно, озера хотели взять для вылова рыбы именно на 2–3 месяца, когда маточное поголовье идет на икромет, – предположил арендатор Бахытжан Серманизов. На вопрос о том, как же можно было оформить появившиеся озера, предприниматель высказал очередное предположение. Дескать, возможно, были использованы съемки из космоса, которые производились не в марте – апреле – мае, когда в водохранилище много воды, а в августе, когда оно обмелело.
Хождения по мукам
Предприниматель обратился в акимат и министерство экологии. Министерство экологии написало письмо в акимат Туркестанской области о недопустимости подобного поворота событий. Арало-Сырдарьинской межобластной бассейновой инспекцией создана комиссия, которая с выездом на место констатирует, что озера “входят в акваторию разлива Шардаринского водохранилища и являются частью зоны круглогодичного запрета на рыболовство”.
“Данные водоемы в 2020 году были закреплены с нарушением законодательства в области охраны, воспроизводства и использования животного мира”, – гласит документ минэкологии. Вице-министр экологии выразил свое недоумение подобным положением дел, указал на необходимость отмены постановления акимата и потребовал сообщить о результатах до 30 марта 2021 года. Но, как это часто бывает, ответа на официальное письмо не случилось.
При этом понимание ошибочности решения о передаче водоема в пользование существует даже у чиновников.
– Мы письмо отправили новым арендаторам, что они не имеют права ничего делать до решения суда. Это была ошибка кызылординской компании, которая готовила документы для паспортизации. Наш начальник отдела в 2021 году за допущенные ошибки был уволен, – пояснил начальник УПРРП Кайрат АБДУАЛИЕВ.
Но теперь отказываться от своего права на озеро не захотел ни один из новых арендаторов. Потребовалось судебное вмешательство.
Рассмотрение искового заявления Бахытжана Серманизова об отмене постановлений акимата Туркестанской области состоялось в онлайн-режиме в специализированном межрайонном суде Туркестанской области. Председательствующая судья Фатима Абдукадырова не стала затягивать процесс и за пару заседаний отменила спорный документ акимата. Шардаринское водохранилище осталось в прежних границах, единым. Но, вероятно, акимат не будет удовлетворен этим решением и последует апелляция – разве можно уравнять предпринимателя, на данной стадии выигравшего процесс, и “честь мундира”?
СПРАВКА "КАРАВАНА"
Шардаринское водохранилище – одно из крупнейших в Казахстане: в длину – 80 км, в ширину – около 30. Глубины доходят до 3 десятков метров. Шардара – основной поставщик речной и озерной рыбы в Туркестанской области: больше половины всего улова поступает именно из Шардаринского водохранилища.
ТУРКЕСТАН