“Чиновники говорят, как им удобно. А вы законы изучайте!”

– Мы – дольщики одного из строящихся домов Астаны. Уже сейчас, заглядывая на стройплощадку, видим некоторые нарушения технологии – благо среди нас имеются строители. И нас это тревожит – не постигнет ли наш дом участь “Бесобы”? Как мы, будущие жильцы, можем повлиять на ситуацию?
Петр Гуленко, Гульфира Низамоваи еще 30 подписей

– С подобным вопросом мы недавно обращались в Комитет по делам строительства и ЖКХ, говорили, в частности, с Николаем Петровичем Тихонюком. Он сообщил, что готовы уже сейчас упразднить созданные комиссии по приемке домов и ввести персональную ответственность трех-четырех чиновников. Но персональная ответственность трех-четырех человек вряд ли способна улучшить дело.

Мы предлагаем другое: люди, на деньги которых дом возводится, также должны участвовать в приемке. Они могут нанять независимых экспертов, которые проверят все – от коммуникаций до крыши.

Однако, предвидя возможные сложности со сдачей домов, пока в комитете на это не идут.

Второе наше предложение: обязательно включать в комиссии представителей общественности. И третье: эксплуатирующие организации, принимающие дом, должны быть полностью независимы от застройщика. А не аффилированы с ним, как делается это повсеместно, чтобы потом за деньги застройщиков устранять недоделки. А то и вовсе только собирать деньги, ничего не делая, пока не выйдет гарантийный срок. Нельзя принимать дом, по сути, у самих себя.

Пока ситуация такая: Комитет по делам строительства и ЖКХ, вошедший в Минрегион развития, сам выдает лицензии, сам контролирует, сам же принимает…

А заслон этому, считаем, поставить можно. Надо разделить функции: строительство – само по себе, эксплуатация – сама по себе. Под эгидой разных агентств.

– Нас замучили со счетчиками – газовики, тепловики, энергетики. То на общедомовой собирай, а он более полумиллиона стоит. То квартирные, мол, морально устарели и их заменять надо… Все это и время, и деньги. И где гарантии, что новые счетчики опять кому-то не понравятся…
Галым Картаев, Алматы

– Прежде и в Законе о естественных монополиях, и в Правилах предоставления коммунальных услуг, узаконенных постановлением правительства, говорилось, что счетчики, в том числе общедомовые, приобретают энергоснабжающие организации. Так как это, по сути, весы, а со своими весами мы в магазин ходить не должны. Но потом монополистам дали добро на то, чтобы потребители покупали приборы учета сами. Ну и индивидуальные счетчики тоже. Монополисты тут же воспользовались этим и стали заставлять жителей приобретать приборы учета. В первую очередь – общедомовые. Алматинское общество защиты прав потребителей обратилось по этому поводу в суд с иском о признании незаконным приказа 76-ОД Агентства по регулированию естественных монополий и выиграло его в первой инстанции.

Есть у нас масса жалоб и по индивидуальным приборам учета – электро- и газосчетчикам. Сами себе определили, что каждые 5 лет полагается обязательная поверка. Между тем в статье 387 Гражданского кодекса РК сказано: сохранность приборов учета лежит на энергоснабжающих организациях. А это один из основных законов, который выше остальных законов и постановлений, в том числе и постановления того же Агентства по монополиям и уж тем более приказов организаций. Если счетчик исправен, а срок его службы 30–40 лет, если он входит в соответствующий реестр, какие могут быть требования по его замене? Это просто изымание денег из карманов потребителей.

К нам обратились люди, и мы предъявили досудебную претензию по этому поводу газоснабжающей организации. В результате от тех, кто к нам обратился, отстали. Тем не менее от остальных продолжают требовать.

К сожалению, этим вопросом не занимаются ни Агентство по защите конкуренции, ни Агентство по защите и регулированию монополий, ни другие госорганы. Никто не вносит ясность в вопрос.

Как поступать потребителям? Обратиться одновременно в Агентство по защите и регулированию монополий и в Комитет по делам строительства и ЖКХ. И указать, что ваш счетчик установлен энергоснабжающей организацией, входит в реестр счетчиков, разрешенных к применению в Казахстане. Срок эксплуатации прибора не вышел, а потому требования о замене его считаете незаконным.

Стоит обратиться и в Агентство по защите конкуренции, которое является уполномоченным органом по защите прав потребителей. Там есть специальные “горячие телефоны”.

Вообще, советую: законы, касающиеся коммунальной сферы, нужно внимательно изучать и обращаться к ним почаще при защите своих прав. Потому что чиновники говорят так, как им удобно и выгодно, а не так, как в законах написано.

Астана