Ну просто ай-яй-яй какое-то получается. Судите сами, звонят нам читатели из одного крупного города и говорят: мол, нас заставляют вступить в программу модернизации жилья, делать капитальный ремонт дома по этой госпрограмме и хотят повесить на нас миллионы кредита, что делать, мы этих денег не хотим, давно сами все отремонтировали, а нам говорят – вступайте и всё. Тут нужны пояснения для тех, кто все последние годы жил за границей или по какой-то другой уважительной причине пребывал в счастливом неведении о происходящем в стране, скажем, что правительством была запущена программа модернизации жилья, суть которой сводится к тому, что государство через свои госструктуры предоставляет собственникам заем на этот самый капитальный ремонт дома.
Правда, должен быть он не простой, а почти золотой, а именно: включать в себя в обязательном порядке работы по утеплению фасада здания и установку общедомового счетчика тепла.
Дело, может, и хорошее для северных регионов и разрушающихся жилых домов, спору нет. Но вот только черти, как всегда, сидят в мелочах: во-первых, расходы на капремонт увеличиваются автоматически на миллиона полтора за счет услуг лицензированных компаний по составлению сметы работ (без нее никто даже разговаривать не будет). Во-вторых, вариантов различных махинаций во время строительных работ масса, а это снова лишние и большие деньги. И, наконец, третье, самое главное, – собственникам выдается солидарный кредит, это означает, что платить должны все за всех, и до тех пор, пока все не будет выплачено.
Поскольку редакция не располагает оригиналом типового кредитного договора для данной госпрограммы, мы не можем сказать однозначно: фиксируется долг за каждым собственником поименно или “вешается” на каждую квартиру, но суть одна – платить придется за себя и соседа-неплательщика, а при продаже на квартире будет висеть обременение со всеми вытекающими отсюда финансовыми последствиями. Если вы хотите подробнее изучить вопрос, то рекомендуем ознакомиться со статьей “Почем сыр от правительства” от 28 января 2016 года на нашем сайте Caravan.kz. Но и трех вышеприведенных пунктов достаточно, чтобы понять волнение наших читателей, которым должно так повезти.
Кто в доме главный
Честности ради, мы должны сказать, что жалобы поступили не из всех районов крупного города, называть их и имена застрельщиков капиталистического труда пока не будем, поглядим на поведение.
Теперь о том, почему вдруг такие трудные на подъем чиновники из района вдруг оживились. Здесь все просто – очень хочется денег. А получить их можно от представителей строительного бизнеса, участвующего в тендерах по данной программе.
Вот пришел такой в кабинет нашего служки и говорит: устраиваешь мне объект на 17 миллионов – 10 процентов твои. Наш антигерой не стал бы светиться и давить на собственников, но народ-то нынче поумнел, все недостатки капитального ремонта по госпрограмме увидел и в очередь за казенными деньгами не строится. Да и внесенная законодательная норма о накоплениях на капитальный ремонт тоже сделала свое дело, зачем брать чужие и под проценты, когда можно отремонтировать все и на свои. Вот и иссяк его финансовый ручей. Приходится рисковать…
Плакать о нем/них не станем, а разберемся с тем, что нашим читателям и всем остальным собственникам, попавшим в подобную ситуацию, делать.
Прежде всего, нужно вспомнить, что главнее общего собрания собственников квартир никого в кооперативе нет и участие в данной программе нашего достославного государства исключительно добровольное. Ни один чиновник на свете не имеет права заставить вас участвовать в ней и брать кредит. Специально приведем цитаты сразу нескольких статей, чтобы вы могли их использовать в аргументации своей позиции. Статья 42-1 Закона РК “О жилищных отношениях”: “Пункт 2. Обязательного рассмотрения и одобрения на собрании собственников помещения (квартир) требуют следующие вопросы: 5) изменения (расширения, модернизации, технического перевооружения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта) жилого дома (жилого здания); 6) связанные с принятием решения о проведении капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума и (или) определением суммы ежемесячных взносов на накопление денег на сберегательном счете; 9) утверждения сметы расходов на проведение капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума”. Далее смотрим статью 47 того же закона: “Пункт 1. Высшим органом кооператива собственников помещений (квартир) является общее собрание членов кооператива. Члены кооператива вправе участвовать в собрании через доверенных лиц или принимать участие в письменном опросе. К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся: 8) выдача согласия на получение кредита на сумму, превышающую двадцать пять процентов расходной части сметы на данный год”.
Как видим, только общее собрание собственников квартир имеет право принять решение об участии в государственной программе модернизации жилья, сейчас она называется “Программы развития регионов до 2020 года”, и получении по ней кредита.
Чего он привязался
Теперь о том, на что имеют право, а на что нет чиновники. Компетенция государственных органов также прописана в Законе “О жилищных отношениях”. К примеру, вот просто так прийти к вам на собрание без приглашения они не имеют права. Если такой проныра все же заявится, то сразу попросите его предъявить вам его полномочия, приказ какой-никакой за подписью руководства акимата, о том, что он направлен для участия в данном мероприятии, и с какой целью. Нет документа, так и разговора нет, попросите прийти в другой раз, когда будет. Вы у себя в кооперативе хозяева.
Не лишним также будет направить письменный запрос в акимат с просьбой разъяснить основания для вмешательства в деятельность КСК их сотрудника. Практика показывает: чем жестче отпор, тем меньше впоследствии желания чего-либо с вами мудрить.
Ну и об обещанной компетенции служащих государства...
Правительство и курирующее министерство (уполномоченный орган) сегодня трогать не будем, они над схваткой – только разрабатывают, определяют и утверждают. В народ идут только две структуры – акимат и жилищная инспекция. На последнюю возложена функция государственного контроля в сфере управления жилищным фондом. Кое-что они делают и по той самой программе, но они там не главные (статьи 41-1 и 41-2 Закона “О жилищных отношениях”).
Любопытна роль акимата. В Законе “О жилищных отношениях” органы местного государственного управления разделены на две части и две статьи 10-3 и 10-4 в зависимости от статуса городов и территориальной площади: область/район.
Мне трудно понять, зачем это сделано, перечень их компетенции похож как братья-близнецы, но поскольку он невелик, то приведем его целиком: “Пункт 2. Местные исполнительные органы районов, городов областного значения: 2) обеспечивают организацию мероприятий по сохранению и надлежащей эксплуатации жилищного фонда; 3) осуществляют государственный контроль в сфере управления жилищным фондом; 4) организуют работу жилищной инспекции по контролю деятельности органов управления объектом кондоминиума по сохранению и надлежащей эксплуатации жилищного фонда; 5) оказывают жилищную помощь за счет бюджетных средств; 6) обеспечивают возмещение расходов по изготовлению технических паспортов на объект кондоминиума в случае, предусмотренном пунктом 2-2 статьи 32 настоящего Закона, за счет бюджетных средств; 7) осуществляют передачу в собственность граждан Республики Казахстан жилищ из коммунального жилищного фонда на условиях, предусмотренных настоящим Законом, и в порядке, определяемом правительством Республики Казахстан; 8) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан”.
Из восьми пунктов только один под номером два представляет для нас интерес в данной ситуации. Сочетание слов “обеспечивают организацию мероприятий по сохранению и надлежащей эксплуатации жилищного фонда” на практике означает, что по результатам проверки жилищной инспекции может быть выдано предписание на устранение неисправности либо проведение ремонтных работ при аварийной ситуации в доме. Этот же пункт дает право участвовать в реализации госпрограммы по модернизации жилья, в частности, как писалось выше, районные акиматы больших городов проводят тендеры среди строительных компаний. Они даже могут принять участие в общем собрании собственников и рассказать, как же это хорошо – взять деньги у государства и отремонтировать свой дом, если ему это позволяет в письменном виде сделать руководство.
Но сочетание этих слов не дает чиновникам права на главное – управлять многоквартирным жилым домом (объектом кондоминиума), принимать за собственников решения, обязывать их участвовать в каких-либо программах, ну и тем более брать на себя кредиты.
Все это – уже превышение полномочий, за что полагается уголовное наказание, о чем также можно без обиняков заявить прыткому служаке, пожелавшему погреть на вас и на вашем доме руки. Так что, вариантов у него/них никаких, и верить их угрозам тем более не нужно, закон на вашей стороне.
Алматы