Рождение малыша дает поводы для застолий чуть ли не каждый день. Редакция Caravan.kz составила список этих поводов и связанных с ними традиций.
Шилдехана
Так называется празднество, посвященное собственно рождению ребенка. Шилдехана проводится в первую неделю после радостного события, обязательно в нечетный день - третий, пятый или седьмой.
Родители сообщают всем счастливую новость, приглашая на той, а гости приносят новорожденному первые подарки и желают ему всех благ - считается, что чем больше добрых слов, тем лучше для судьбы малыша. Шилдехану стараются проводить пышно, отмечая не только застольем, но и айтысами, байгой, кокпаром. При этом по традиции в этом празднике должна участвовать только молодежь, пожилые люди приходят уже на следующие праздники.
Его древний смысл - защитить новорожденного от злых духов, отпугнуть их шумом и весельем, показать, что есть кому вступиться за младенца. Сейчас этот праздник часто проводят в день выписки, собирая всю семью от мала до велика.
Калжа той
Отдельное застолье проводится в честь новоиспеченной матери. При этом первоначальный смысл этого тоя был исключительно практическим - его устраивали, чтобы помочь роженице как можно скорее восстановить силы после родов. Для калжа тоя сторона мужа обычно заранее готовила ягненка, которого зарезали после рождения ребенка. Взрослых животных не брали, потому что у роженицы зачастую слабело не только здоровье целиком, но и зубы, поэтому ей могло быть сложно жевать жесткое мясо. Но даже ягнятину было принято варить очень долго, чтобы мясо получилось как можно нежнее, а сорпа стала густой и ароматной. Роженица начинала есть еще до начала тоя - ей отдавали печень, которая считалась одной из самых питательных и полезных частей.
На калжа той приходили только женщины, и такое приглашение было для них особой честью. Они также желали роженице как можно больше хорошего, обменивались своим материнским опытом, дарили полезные подарки.
Далее наступало время сорпы. Недавно родившую мать укутывали в одеяла и начинали поить горячей сорпой. Этот обычай называется "шилде теры", то есть женщине нужно как следует пропотеть, согревшись ароматным бульоном. Во времена, когда под рукой не было, например, антибиотиков, это был эффективный способ помочь иммунитету женщины справиться с возможными осложнениями после родов.
В завершение калжа тоя было принято проводить несколько ритуалов с костями съеденного ягненка. Асык, специально очищенный близкой к роженице женщиной, вешали в изголовье колыбели. Еще одну кость покрупнее откладывали для мастера, чтобы он сделал специальную трубочку, которая поможет малышу ходить в туалет, лежа в колыбели. А шейные позвонки ягненка нанизывали на нитку и вешали в укромное место - считалось, что тогда малыш будет крепким, здоровым и рано начнет держать голову. Эти косточки нужно было очистить особенно тщательно, чтобы ребенок был таким же гладким и белым.
Сейчас калжа той обычно устраивает новоиспеченная бабушка со стороны отца, и это, скорее, дополнительный повод для праздника. Матери с новорожденными зачастую не решаются поехать в ресторан, где проводится калжа, из соображений безопасности, подарки и пожелания им передают позже.
Бесик той
Отдельного празднества удостоилось перекладывание младенца в колыбель. Бесик для казахов всегда был особенным предметом. Ломать его и тем более сжигать строго запрещалось, считалось, что это прервет род человека, для которого бесик был сделан. Нельзя было качать пустой бесик, это могло привлечь злых духов.
На этот небольшой праздник обычно приглашаются самые близкие родственники с обеих сторон. Они приносят подарки для матери и малыша, сваты также обмениваются дарами. Главное действие начиналось после застолья.
Сначала комнату с бесиком окуривали специальными травами, чтобы очистить ее от присутствия темных сил. Потом наступало время ритуала "тыштырма" - в отверстие в бесике, которое исполняет роль горшка, кладут всякие сладости, курт, иримшик, и они должны упасть наружу. Когда это происходит, угощения собирают женщины, которые не могут забеременеть, чтобы они смогли стать матерями. Часть сладостей достается детям.
И вот тогда бабушка берет младенца и кладет его в бесик. Мальчика в бесике накрывали богатым чапаном, а рядом клали камчу, чтобы в будущем ребенок мог стать влиятельным богатым человеком. Для девочек было принято класть свои дары, чтобы они выросли красавицами и были счастливы в жизни.
Также есть вариант обряда, в котором он заканчивается очень весело: бабушка, которая клала младенца в бесик, садится на колыбель сверху, хватает камчу и притворяется, что бесик это лошадь, на которой она скачет. Тогда другие гости начинают задавать ей шутливые вопросы об этом "путешествии", а старушка остроумно отвечает.
Бесик той в последние годы проводится реже, чем раньше.
Қырқынан шығару
Название этого праздника можно перевести примерно как "вывод ребенка из 40 дней". Считалось, что именно на сороковой день ребенок становится мене уязвимым для злых сил, поэтому этот день праздновали особым ритуалом. До этого малыша никому не показывали, видеть его могли только мать и бабушки.
Для этого ритуала готовится ванночка с теплой водой, которую ставят на белую ткань. Потом из этой ванночки сорок ложек воды нужно перелить в деревянную чашу, в которую также кладутся украшения, фасоль, монетки, желательно золотые и серебряные. также можно положить бусины для девочки и асыки для мальчика. Считается, что все это принесет удачу и богатство.
Ребенка кладут в ванночку и поливают его водой из чаши, а гости в это время произносят добрые пожелания. Украшения длостаются женщинам, которые проводили омовение.
После этого младенцу впервые в жизни стригут ногти и волосы. Ногти было принято закапывать в землю там, где не ходят люди, а волосы хранились в отдельном свертке. Обычно стрижку доверяли кіндік шеше, которая за эту важную роль получала богатый подарок.
Также ребенка переодевали в новую одежду, а рубашку, которая была на нем во время церемонии, дарили бездетной женщине.
Также на сороковой день принято приглашать муллу, который даст ребенку официальное имя.