Самый нашумевший случай – это, конечно же, скандал с министром обороны. Весной прошлого года вынужден был подать в отставку Карл-Теодор цу Гуттенберг. И это при том, что за пару недель до того, сразу после первой публикации “о некоторых заимствованиях”, самая яркая тогда звезда на немецком политическом небосклоне с возмущением принялась отрицать наличие малейшего повода для критики:
– Научный труд создавался с особой тщательностью, предельно добросовестно... При этом мне удалось совмещать столь скрупулезную работу с обязанностями депутата и отца семейства, – обиженно выговаривал журналистам главный германский силовик.
Шефа всячески поддерживал и Кристиан Шмидт, статс-секретарь при бундесвере:
– В раздутом прессой скандале есть все, кроме плагиата. Тем не менее герр министр еще раз внимательно пересмотрит свою работу, и, если в оформлении ссылок будут обнаружены неточности, будет сдан второй, улучшенный вариант диссертации.
Уязвленные журналисты в ответ начали наперебой выдавать пикантные подробности. Оказалось, что-то взято без ссылок на источники из швейцарских газет, что-то – из выступлений Руперта Шольца, предшественника Карла-Теодора на посту главы оборонного ведомства ФРГ...
Ну а самые смачные куски являлись интеллектуальным продуктом доктора Ульриха Таммлера, лет семь тому назад подготовившего по заказу бундестага реферат на тему “Упоминание Бога в Конституции США и постановления верховного суда США о разделении государства и религии”.
Тем не менее Гуттенберг все еще продолжал бодриться и на вопросы СМИ о возможной отставке без раздумий парировал: “Сущая чепуха!”.
Надо полагать, уверенность цу Гуттенбергу придавали результаты опроса, проведенного социологическим институтом TNS Emnid. Согласно которому, за уход одного из самых энергичных и креативных министров обороны за всю историю ФРГ проголосовало лишь 28 процентов респондентов. В то время как 67 процентов опрошенных готовы были даже после такой погрешности увидеть Карла-Теодора на самой высокой государственной должности.
Впрочем, под воздействием независимых средств массовой информации расклад сей быстро начал меняться в очень неутешительную для Гуттенберга сторону. Сначала Frankfurter Rundschau предположила, что солгавшему по пустякам трудно будет доверить решение стратегических военных вопросов. А затем и Financial Times Deutschland вынесла на первую полосу: “Пытаясь обелить цу Гуттенберга, ХДС/ХСС выглядит сообщником обмана”.
Ангеле Меркель ничего не оставалось, как вызвать для нелицеприятной беседы своего любимчика. В тот же вечер белый, как зимний маскхалат, министр держал ответ в бундестаге. Перед парламентской оппозицией и телекамерами прямого эфира Карл-Теодор цу Гуттенберг наконец-то признал, что... “некоторые части работы противоречат кодексу научной этики...”.
После чего Дитер Вифельспютц, депутатский эксперт фракции СДПГ по внутриполитическим вопросам, заявил без экивоков: “С таким пятном уже нельзя быть министром, и это касается любого человека...”.
К “любым” отнесена была ровно год спустя и министр образования ФРГ Аннетте Шаван. Именно сейчас Университет Дюссельдорфа приступил к проверке докторской работы этой высокопоставленной чиновницы. Инициатор ревизии – анонимное интернет-сообщество VroniPlag, прозванное “охотником за плагиаторами”.
Благодаря настойчивости и принципиальности этих борцов за справедливость ученой степени и должности была лишена даже заместитель председателя Европарламента Сильвана Кох-Мерин.
Активисты VroniPlag проверяют чужие диссертации на досуге и бесплатно. Создавая особенные графики, так называемые “баркоды”. Там черным цветом обозначены украденные у кого-то выводы, красным – некорректные заимствования без ссылок сразу из нескольких источников. Все это размещается во Всемирной паутине и делает жизнь махинаторов от науки очень неуютной.
По убеждению профессора Данеманна из Центра британских исследований в Берлине, именно Интернет позволяет теперь без особых усилий выявлять каждого, кто одним щелчком мышки забирает в свою диссертацию чужие мысли, разработки, публикации... А дальше все уже зависит от политической воли власть имущих и настроя гражданского сообщества, не способного принимать такие понятия, как честь, добросовестность и репутация, за пустой звук.
Берлин